Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, насчитывающее почти 4500 единиц хранения, но, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающего своими хронологическими рамками. Оно включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности; раннехристианских и собственно византийских древностей VI–XIV вв., некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры.
Разделы собрания
Особое место среди русских икон, входящих в собрание Музея, принадлежит произведениям XIV–XV веков, в том числе нескольким шедеврам, созданным выдающимися иконописцами. Древнейшие из них связаны с ростовской живописной традицией Северо-Восточной Руси.
Художественный уровень частных коллекций и небольших домашних музеев часто определялся числом и характером представленных в них псковских икон, обычно служивших гордостью собирателей. Малое число дошедших до нашего времени произведений Древнего Пскова лишь увеличивает ценность таких приобретений. В этом отношении беспрецедентной для частного собирательства является псковская коллекция Музея русской иконы, насчитывающая более десятка древних памятников.
Собрание иконописи XVI столетия многообразно и включает как памятники раннего XVI века, созданные в круге ростовских традиций Северо-Восточной Руси, так и целый ряд произведений связанных с московским искусством эпохи царствования Ивана Грозного, принадлежащих кисти ведущих мастеров, работавших по заказам царской семьи. Заметное место в коллекции занимают памятники региональных центров (Вологодских земель, Русского Севера, Нижнего Новгорода), которые приобрели свой яркий живописный стиль именно в XVI веке.
Русская живопись XVII века, составляющая в истории древнерусского искусства целую эпоху и оставившая неисчерпаемое число памятников, чрезвычайно разнообразных по своим художественным проявлениям и особенностям письма отдельных крупных центров, представлена в собрании Музея широким кругом икон. Многие из них должны быть отнесены к выдающимся произведениям своего времени.
Иконопись XVIII века, сформировавшаяся под влиянием проникшей в русскую культуру европейской эстетики, обладает поразительной художественной многоликостью и разностильностью. Довольно полно представленное в экспозиции музея церковное искусство XVIII века − явление неординарное для частного собирательства, поскольку произведения этой эпохи редко становились предметом коллекционирования. Демонстрируемые здесь иконы, относящиеся к самым разным художественным направлениям, отличаются высоким уровнем мастерства, а некоторые из них являются выдающимися памятниками своего времени. Гордость собрания – первоклассная коллекция произведений, исполненных в барочной стилистике в ведущих столичных мастерских Петербурга и Москвы, крупнейших центрах Центральной России, а также в более отдаленных северных регионах (Вологде, Великом Устюге, Тотьме), переживавших на тот момент настоящий художественный взлет.
В Музее русской иконы широко представлены произведения прославленных иконописных центров XIX – начала XX веков, многие из которых сохранили дату своего создания и авторскую подпись. Это и яркие образцы так называемых «романовских писем» – искусства, сформировавшегося на почве старообрядческого Романова-Борисоглебска (Ярославская область); и великолепные памятники иконописи Урала и, в частности, Невьянска, где поздняя русская иконопись пережила в XIX столетии поистине блистательный расцвет; а также внушительное собрание самых знаменитых центров иконописания XIX века – Палеха и Мстёры, искусство которых представляет собой одно из самых значительных живописных явлений Нового времени, причем несколько икон относятся к творчеству наиболее крупных работавших здесь мастеров – И.С. Чирикова, М.И. Дикарева, В.П. Гурьянова, Е.И. Брягина, А.И. Цепкова.
Небольшая, но очень важная по составу и художественному уровню коллекция поствизантийских и греческих икон Музея – явление совершенно не типичное для частного собирательства в России. Она включает несколько высокохудожественных образов, принадлежащих кисти критских мастеров, а также редкие царские врата, связанные с восточнохристианской культурной традицией.
Византийская коллекция Музея уникальна по своему составу, древности и художественной значимости памятников, равных которым нет даже в крупных государственных российских собраниях. Они не только позволяют хотя бы отчасти реконструировать богатые интерьеры и храмовое пространство Византии, но и дают яркое впечатление о многочисленных предметах убранства, привезенных в домонгольское время для украшения церквей новокрещенной Киевской Руси, почти не дошедших до нашего времени.
Предметы мелкой пластики XII−XVI веков дают представление о своеобразии и особенностях древнерусского прикладного искусства. Чрезвычайно редкостным для частных собраний является произведение лицевого шитья конца XVI столетия, прекрасное по сохранности и качеству исполнения.
Уникальное и наиболее полное в России собрание эфиопского искусства, насчитывающее более 2400 предметов. В его состав входят разнообразные по форме, размерам и типам кресты: от небольших нательных, изготовленных из серебра или меди, до больших процессионных, использовавшихся во время торжественных богослужений; памятники живописи – иконы, складни, картины религиозного и светского характера, а также целый ряд рукописных книг и пергаментов с текстами и миниатюрами, этнографические предметы народного ремесла – гончарные изделия, плетение, резьба по дереву и роспись по коже, лубок. Собрание содержит редкие по своей красоте и изяществу серебряные произведения из придворной мастерской Менелика II, представляющие собой подвески самых разнообразных форм и размеров, выполненные в технике филиграни.
В коллекции Музея русской иконы имеется несколько древних памятников, созданных еще во времена античности.