Крест запрестольный
X–XII века. Византия
61,0 × 32,0. Бронза, стеклянная паста, следы финифти; литье, позолота (?), золото (?).
Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–71.
Реставрирован до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.
Патина, окисление по всей поверхности с обеих сторон, следы финифти, вероятно, некогда полностью покрывавшей крест. Возможно, результатом реставрационной чинки являются более длинная верхняя часть вертикального рукава, и рельефный стержень на обороте, укрепляющий этот рукав по всей длине и соединенный с рукоятью. Утрачены каплеобразная накладка, крепившаяся справа от центрального медальона, два умбона в верхней части вертикального рукава, обрамление умбона в левой части горизонтального рукава, умбон с обрамлением в нижней части вертикального рукава на левом конце креста. Следы позолоты на обрамлении умбонов. В умбоне в средокрестии под стеклянной пастой просматривается круглый золотой (позолоченный?) медальон с едва различимым изображением (монета или кусочек золотой фольги?).
Запрестольный крест, украшенный полыми каплеобразными и полусферическими накладками различных размеров, принадлежит к широкому кругу памятников, датируемых X–XII вв. В качестве аналогии можно привести крест из собрания Christian Schmidt вМюнхене со схожей композицией из размещенного в центре массивного кабошона, обрамленного витой проволокой, а также, каплеобразными накладками и крупными умбонами между концами креста. Схож с публикуемым по принципам декоративного решения и крест из собрания Dumbarton Oaks, который М. Росс относил к периоду позднего Средневековья на основании грузинских аналогий этого времении, а Дж. Котсонис считает возможным датировать XI–XII вв. Примечательно, что верхняя часть рукояти рассматриваемого креста, имеющая форму шара, чаще всего находит аналогии именно в памятниках XI–XIII вв., связываемых по своему происхождению с восточными регионами: грузинских, армянских и малоазийских. Они также имеют накладки каплеобразной формы (которые являются, однако, литыми) и медальоны в средокрестии. Аналогичное обрамление центрального медальона жемчужником есть на кресте из собрания Киккского монастыря на Кипре.