Cвятой Спиридон
XIV век (первая половина?). Византия
5,8 × 4,6 × 1,1. Мрамор; резьба.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/Кам–1.
Сведения о реставрации отсутствуют.
Диагональная трещина cправа налево в левой части иконки, слева вверху отколот кусок камня.
Надпись: О ΑΓΙΟС СПΛРІΔWΝ.
На иконке из зеленоватого мрамора с полукруглым завершением представлено погрудное изображение святого Спиридона Тримифунтского (†348). Святой Спиридон, рано обнаружив склонность к аскезе и уединению, с детских лет пас овец, доставляя своим трудом пищу странникам и обездоленным. Став епископом кипрского города Тримифунта, он продолжал трепетно заботиться о пастве, прославился чудесами исцеления и предвидения. Одно из самых знаменитых его чудес—чудо о змее, обращенной Спиридоном в золотое украшение, под залог которого крестьянин смог взять у алчного богача зерно, — представляет собою емкий образ земного пути святого и объясняет его широкое почитание в христианском мире.
Около второй половины VII в. мощи святого Спиридона были перенесены с Кипра в Константинополь, в церковь Святых Апостолов, где их в XIV–XV в. видели русские паломники Стефан Новгородец и Зосима. В 1453 г. мощи святого попали в Сербию, а затем на Корфу, где они хранятся и сегодня как главная святыня острова.
Иконография святого Спиридона на иконке традиционна для византийского искусства—он представлен бородатым старцем в епископских одеяниях и в плетеной пастушеской шапочке, с благословляющей правой рукой и с книгой в левой. Сходное погрудное фресковое изображение святого Спиридона, заключенное в медальон, расположено в апсиде церкви Панагия ту Араку на Кипре, однако правая рука святого не сложена в жесте благословения, а указывает на книгу. На мозаике в наосе храма в монастыре Осиос Лукас святой также в епископских облачениях и шапочке представлен в рост. Редкая иконография святого без шапочки встречается во фреске XIV в. в Жиче. Во фресках Ресавы 1406–1418 гг. Тримифунтский епископ включен в композицию «Поклонение жертве». Живописное изображение святого Спиридона в традиционной иконографии, в шапочке и с книгой, расположено на правом боковом поле обрамления мозаичной иконы «Четыре святителя» из эрмитажного собрания. В поствизантийскую эпоху, в XV–XVII вв., после перенесения мощей святого из павшего Константинополя на остров Корфу, откуда его почитание распространяется по Средиземноморью, его иконография обогащается новыми типами и композициями.
К особенностям иконографии святого на рассматриваемой иконке относится необычная форма шапочки, плотно облегающей голову и скрывающей волосы (чаще всего она имеет коническую форму, а волосы обрамляют лоб). В мелкой пластике образ святого Спиридона встречается редко: его позолоченное рельефное изображение присутствует лишь на обороте камеи XI в. с образом святителя Николая из собрания Оружейной палаты в Москве. Близким стилистическим аналогом публикуемому памятнику является бронзовая иконка с изображением святого Николая позднего XIII—начала XIV в. из музея Бенаки в Афинах—сходной кажется трактовка ушей, носа, глаз.
Стилистические особенности исполнения иконки и особенно характерные для палеологовского времени черты лика святого позволяют отнести памятник к XIV в. Святой Спиридон почитался как чудотворец, а также покровитель мореплавателей наряду со святителем Николаем Мирликийским, немало иконок с изображением которого сохранилось от палеологовского времени. Вероятно, публикуемое произведение также принадлежит к этому типу предметов личного благочестия.