Рождество Богоматери

Рождество Богоматери

Начало XVIII века. Костромские земли


159,2 х 85,1 х 3,2. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее находилась в собрании В.С. Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 г. Инв. № ЧМ-368.

Икона посвящена одному из великих двунадесятых праздников – Рождеству Богородицы. Литературным источником для композиции послужил текст апокрифического Протоевангелия Иакова II–III вв.

В отличие от широко распространившихся с XVII столетия икон, подробно иллюстрирующих эпизоды из жизни Иоакима и Анны и детства Марии, публикуемый памятник относится к краткому иконографическому изводу, оформившемуся еще в конце XIII столетия. Композиция отличается емкостью и лаконичностью построения, что придает художественному языку произведения максимальную ясность и выразительность. Святая Анна полусидит на высоком ложе, справа к роженице склоняются жены с дарами и золотыми сосудами,  – мотив, восходящий к ритуалу церемониального поздравления византийских императриц. У подножия сцена омовения новорожденной Марии: спеленатый младенец сидит на руках повитухи, пробующей воду, которую служанка льет из кувшина в пышную по оформлению серебряную купель. Редкой особенностью извода является включение в композицию фигуры сидящего у ложа Иоакима, причем беседа праведных супругов становится основой образа. Выразительный жест руки Иоакима, обращенной к внимающей ему Анне, как и само его изображение в основном встречается в памятниках поволжского происхождения. Сложные многоуровневые архитектурные кулисы почти полностью заполняют фон иконы и делят композицию на отдельные зоны. Перенесение традиционной иконографической схемы на вытянутый формат доски предопределил своеобразное расположение фигурок двух дев, приносящих дары и изображенных здесь в сжатом палатами пространстве.

Художественные особенности иконы свидетельствует о работе мастеров начала XVIII века, выходцев из отдаленных костромских земель. Для них характерна цветовая гамма, построенная на сильных контрастах доминирующего зеленого тона с красными пигментами кораллово-розовых оттенков; особенности личного письма, исполненного по темному подмалевку активными белильными высветлениями и активной подрумянкой; и манера написания жестких по рисунку драпировок одежд. Значительные размеры памятника дают основание думать, что это был храмовый образ одного из храмов, посвященных Рождеству Богородицы.