Положение во гроб (воздух)
Конец XVI в. Москва (?)
64,0 × 77,0. Камка, холст, шелковая ткань, тафта; шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями.
Происхождение не установлено.С 1970 г. (?) находилась в собрании Lothar A. Mikus (1925–2006, Германия). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2009 г. Инв. № ЧМ/Т-1.
Реставрирован до поступления в музей. Сведений об этой реставрации нет.
Загрязнен, помят. На камке имеются разрывы и сечения. Пятна воска с лицевой и изнаночной стороны. Деформация шитья, особенно сильная в центральной части. Местами утрачены прикрепы; выпады золота и серебра в нитях. Подкладка загрязнена, в центральной части – значительные разрывы, под которые подложена новая ткань. По периметру подкладки – мелкие разрывы от гвоздей. К верхней части пришиты шесть петель из новой ткани.
Композиция воздyха воспроизводит евангельский текст о приуготовлении тела Христа к погребению (Мф. 27, 59–60; Мк. 15, 46–47; Лк. 23, 53–55; Ин. 19, 38–42) и представляет «исторический» многофигурный тип иконографии «Положения во гроб». Крупномасштабное изображение умершего и повитого пеленами Христа, лежащего поверх каменного ложа—«камня гробного» или «камня помазания», вынесено на передний план. За высоким ложем фризообразно возвышаются фигуры всех присутствующих при погребении, молчаливо склонившихся над Умершим. Никто из оплакивающих, даже Богородица, приблизившаяся к мертвому Сыну, не касается Пречистого тела. Исполненные глубочайшего благоговения, у изголовья Учителя склонились опечаленные жены-мироносицы и юный Иоанн Богослов (в знак величайшей скорби подперев рукой голову). В изножье Христа изображены Никодим с алавастром в руках, снимавший с креста тело Господа, иИосиф, богатый человек из Аримафеи, также участвовавший в погребении Христа (Ин. 19, 38–42). В центре композиции прямо за спиной Иоанна Богослова возвышается Крест Честный, по сторонам от него светила — Солнце и Луна — и два слетающих с неба скорбящих ангела. Расположенный по периметру текст тропаря Великой субботы, посвященный Иосифу Аримафейскому, связан с ролью воздyха в литургии. В углах, прерывая сплошную вязь надписи, помещены изображения серафимов и херувимов. Композиция воздyха отличается отшироко распространенных с середины XVI столетия многофигурных вариантов сюжета «Положение во гроб», разработанных в мастерских Евфросинии Старицкой. Такие особенности, как изображение повитого пеленами тела Спасителя, а также расположение Богоматери за гробным ложем «падше верху», встречаются в шитье довольно редко. Следует отметить, что лаконичность повествования, к тому же переданного евангелистами с небольшими разночтениями, предопределила появление вариантов композиции, отражающих различные моменты и детали этого события. Однако наибольшее влияние на иконографию оказали литургическая поэзия и тексты песнопений. Литературной основой изображения Богородицы, склонившейся над телом Сына, послужило «Слово» Григория Никомидийского: «…и верху падше, то убо теплыми омываша слезами». Сцена «Несение во гроб», сформировавшаяся в IX в., с изображением умершего Спасителя, обвитого пеленами, в дальнейшем послужила появлению изображения спеленатого Спасителя, лежащего во гробе. Зримое напоминание о Младенце, повитом пеленами и лежащем в каменных яслях, отражало метафорические сопоставление рождения и смерти Христа, которыми пронизаны тексты богослужений Страстной седмицы.
Лаконичный по композиции, публикуемый памятник отличается высокой техникой шитья. Лики шиты крученым шелком телесного цвета, с легкими оттенениями вокруг глаз и по овалу коричневатым тоном, с графическим обозначением черт темно-коричневыми стежками. Таким же темным шелком прорисованы контуры и детали изображений. Волосы шиты по форме коричневым и серым шелками. Контуры нимба Христа проложены серебряной веревочкой. В одеждах, нимбах, изображении креста и гроба мерцают пряденые золотные и серебряные нити с цветными прикрепами, которые создают разнообразные узоры и придают приглушенный цветной оттенок металлическим нитям. Перламутровая красочная гамма отличается изысканностью словно разбеленных красок—серебристо-серых и золотых, розовых, зеленоватых и голубоватых. Открытый ярко-голубой цвет вспыхивает только в оперении ангельских крыльев.
Драматичная композиция решена в мягких и светлых тонах. Гармоничные пропорции фигур, слегка удлиненных, с маленькими кистями рук и ступнями ног, спокойный и мелодичный ритм склоненных фигур, созерцательность и душевная смягченность образов близки к произведениям эпохи Бориса Годунова. Верность скупого на детали и гибкого по характеру рисунка и высокое качество исполнения шитья предполагают создание воздyха в одной из московских мастерских.