Подсвечники

Подсвечники

VII–VIII века. Византия


49,4 × 15,7 × 14,1; 49,5 × 14,8 × 13,2. Бронза; литье.

Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–1, ЧМ/М–2.

Реставрированы до поступления в музей.

Зеленая патина по всей поверхности.

В Византии типы осветительных приборов, применявшихся в быту и в литургической практике, были многообразны: подвесные лампадофоры различных форм, небольшие переносные светильники—бронзовые и глиняные, лампады и светильники на высокой ножке, подобные рассматриваемым. Среди этого типа светильников можно выделить предназначенные для укрепления в их верхней части лампы с маслом и канделябры для свечей. По мнению В. Вандамм, впервые опубликовавшей рассматриваемые памятники, они представляют собою именно подсвечники, бывшие, вероятно, редкостью в ранневизантийский период, когда было распространено масляное освещение, а использование свечей лишь входило в употребление. Однако однозначно решить этот вопрос непросто, так как не все светильники сохранились вместе с лампой, которая представляла собою отдельно изготовленный элемент и имела отверстие, в которое вставлялся стержень светильника. Например, светильник VI в. (ГЭ) вместе с оригинальной лампой увенчан круглой глубокой чашечкой для удобства стекания в нее лишнего масла. Публикуемые светильники завершены воронкообразными раскрывающимися чашечками, — как можно предположить, более удобными для сбора воска. Интересно, что аналогичные воронкообразные завершения верхней части светильников представлены на раннехристианской неапольской фреске, где фигура усопшего фланкирована двумя канделябрами с горящими свечами. Высота канделябров и толщина стержня, для которого требовалась, вероятно, большая свеча, заставляют предположит их использование в храме, где они могли находиться в алтаре.

Канделябры стоят на трех ножках в форме сильно стилизованных львиных лап, несущих плавно закругленное трехлопастное основание — преобразованный мотив плюща. Ствол с характерным бусинообразным утолщением посередине в основании и у чашечки перехвачен валиками. Подобный тип светильников был распространен в ранневизантийское время в Восточном Средиземноморье. Сходные строение ствола, высоту и пропорции имеет, в частности, светильник из коллекции М. Лациса, однако мягкая пластичность деталей и их органичная взаимосвязь выделяют наши памятники из родственного им круга предметов. Существующие аналогии позволяют датировать их VII–VIII вв.