Святой воин великомученик Феодор Стратилат

Святой воин великомученик Феодор Стратилат

Начало XIX века. Поморье


35,9 х 30,9 х 2,5. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные профилированные шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена в Ikonen Gallerie Dritsoulas (Мюнхен, Германия) в 2007 г. Инв. № ЧМ-220.

Сведения о реставрации отсутствуют, видимо, раскрыта в Германии. Восполнены утраты левкаса в нижних углах доски, новое золото на нимбах, Евангелии Спасителя и одеждах воина. Лик и левая рука воина написаны заново, позем и плащ прописаны. На фоне незначительные тонировки.

Живопись средника сильно утрачена и восполнена при реставрации. Хорошо сохранилось изображение горок, града и оружия. Фигура воина и Спаса в основе авторская. Повсеместные недовыбранные загрязнения, живопись потерта.

На торце и затыли доски процарапана идущая по вертикали надпись: ДЕ[Р] НАВОСЕЛКИ / АННА[]ВИНО[]РАЯ / НА ВЕРЬХУ ВА (21-?) / ПРЕСТОЯЩИХ СПАСИТЕЛЮ / ИОАНА / ИОАННА / ФОДОРА / МАРЬЮ / АННУ СЕРАФИМУ / РИЗУ ПОЛЖОННУ / У []. С другой стороны: ДАРУ 50. Ниже: 43 (серебренника-?) Под ней просматривается более ранняя полустертая надпись, почти не поддающаяся прочтению.

В восточнохристианском мире чрезвычайное почитание образов святых воинов-страстотерпцев было продиктовано их мученическим подвигом, который уподоблялся крестному пути Христа и служил высоким примером для подражания в терпении и вере. Если в ранних памятниках их изображения были лишены признаков воинской принадлежности, то в конце IX–X вв. ситуация изменяется – с этого момента святые воины предстают в доспехах и с оружием в руках, которое отныне становится атрибутом их мученичества, заменяя изображавшийся ранее крест. Эта иконографическая схема определенным образом трансформируется в искусстве XVII в.: появляется архитектурный фон и оружие, лежащее у ног воинов. Изменения сохраняются на протяжении последующих столетий, примером чему служит публикуемый образ св. Феодора Стратилата.

Представленный на фоне бухты святой воин, в богато украшенных золотом доспехах, обращен в сторону восседающего на престоле Христа. В его десницу вложено только копье-штандарт, остальные предметы воинского обмундирования – оперенный золотой шлем и щит – лежат рядом. Лишенный традиционного для изображения мучеников креста, образ воина полон кротости – молитвенное предстояние Спасителю приобретает характер личной просьбы заказчика. Виднеющийся на заднем плане город имеет причудливые очертания. Не слишком яркие, блекло-розовые, светло-сиреневые и голубые цвета стен, сплошь покрытые мелким белым узором в виде завитков, особенности колористической гаммы, построенной на сочетании холодных изумрудных оттенков и теплых разбеленных охр, а также ориентация на канонические образцы живописи XVII в. характерны для поморских иконописцев начала XIX в.  

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен