Архангел Гавриил
Около 1500 года - начало XVI века. Ростов
113,3 × 33,5 × 2,5. Дерево (липа), доска цельная (сохранилась только центральная часть), две врезные шпонки (утрачены), ковчег, паволока. На тыльной стороне основы – выемки дерева от дополнительных креплений (утрачены) и, возможно, от вторичного использования иконы в качестве боковой двери (?) иконостаса.
Происхождение не установлено. Обнаружена художником Николаем Варламовым в 1968 г. в старообрядческой деревне Анциферово Куровского (Орехово-Зуевского) района Московской области (историческая местность Гуслицы). В том же году была приобретена В. М. Момотом, вскоре передавшим ее художнику К. С. Соколову. В 1969–1973 гг. находилась в собрании Н. А. и С Н. Воробьевых, позже – А. А. Кокорина. Приобретена для музея в 2006 г. Инв. № ЧМ-196.
Реставрирована неоднократно. В XIX в. центральная часть деисусной доски была надставлена по бокам и снизу тремя новыми досками и дописана. Эти дополнения удалены и живопись раскрыта в начале 1970-х гг. сначала художниками Н. А. и С. Н. Воробьевыми, затем – А. А. Кокориным.
Боковые доски утрачены, нижнее поле опилено, отсутствуют живопись нижней части фигуры, левое крыло архангела и часть одежды справа. Значительные реставрационные вставки левкаса с тонировками по краям на всю высоту иконы, в левой части верхнего поля, в нижней части, с заходом на одежды. Оставлены поздние записи на левом крыле. Небольшие мелкие мастикованные утраты с тонировками по всей поверхности, особенно на одеждах. Дописи на разгранке нимба, в верхней части мерила, на плече, по низу одежды. Красочный слой потерт, наиболее сильно – на крыльях и зеленом плаще Гавриила, но все остальное (личное письмо, верхние части одежд, правое и частично левое крыло архангела) в очень хорошем состоянии.
В древности икона входила в деисусный чин иконостаса. Характерные иконографические особенности изображения архангела Гавриила восходят к обширной группе чиновых икон XV – начала XVI в., в основном новгородского происхождения. Для них традиционно необычное одеяние архангела и его поза, напоминающая схему икон «Благовещение». Гавриил облачен в царский далматик (часто киноварного цвета, как и на рассматриваемом произведении), расшитый орнаментальной охристой каймой по плечам и подолу, с разноцветными «камнями» и «жемчугом», но без лора, и зеленый гиматий, лежащий на правом плече и развевающийся складкой под правой рукой. Типична для этой группы памятников поза Гавриила, в приподнятой и прижатой к груди правой руке держащего прозрачное зерцало, в опущенной левой – посох красного цвета. Самым ранним примером подобной иконографии является икона 1438 г. деисусного чина Софийского собора Новгорода, иконография которой стала обычной для новгородского искусства, о чем свидетельствует довольно значительное число памятников. На рубеже XV–XVI вв. новгородская схема, ранее не получившая распространения в столичной живописи, была использована в ряде деисусных чинов среднерусского, ростовского и московского происхождения, в том числе артелью Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490). Близко повторяя этот извод, мастер публикуемой иконы воспроизводит такую особенность абриса фигуры, как развевающаяся под рукой, а не натянутая складка гиматия (в ферапонтовском чине так изображен архангел Михаил).
К тому же кругу памятников восходит и художественный стиль иконы, обнаруживающий много общего с московским искусством рубежа XV – начала XVI столетия. Характерные плавные очертания легкой фигуры с маленькими и изящными кистями рук, полупрозрачные белильные притенения на одеждах и глубокий по оттенкам колорит сочетаются со статичностью спрямленного абриса архангела. Очень весомо и пластично написано личнóе письмо, с характерным оливковым санкирем и положенным быстрыми мазками киноварным рисунком губ. Благородство облика и эмоциональная сдержанность напоминают произведения, созданные в московском кругу ближайшими последователями Дионисия. Однако от чуть холодноватых и отстраненных столичных образов мастера публикуемой иконы отличает звучная многоцветность и открытость колорита, особенно горячей киновари, наделяющие образ большей внутренней энергией. Эта особенность в совокупности с уверенной графикой контуров и орнаментов, с ясностью линейного ритма позволяет связывать икону не с московским, а с ростовским искусством. Близкое сходство образ архангела Гавриила имеет с одноименной деисусной иконой позднего XV в. из Покровской церкви села Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области (ЦМиАР). О чуть более позднем по сравнению с ней времени создания памятника можно судить по упрощению пространственного построения композиции и эмоционально-образному содержанию изображения.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 7. С. 78–81 (текст И.А. Шалиной).