Благовещение Богородицы (наперсная икона)
Конец XV – начало XVI века. Новгород
5,8 × 4,7 × 0,1 (с оглавием); 5,1 × 4,7 × 0,1 (без оглавия). Медный сплав; литье.
Происхождение не установлено. Находилась (с 1970-х гг.?) в собрании В. С. Самсонова (Санкт-Петербург). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2007 г. Инв. № ЧМ/ М-56.
Сведения о реставрации отсутствуют.
Значительная потертость рельефа, царапины, зазубрины. Патина.
Меднолитая нагрудная иконка прямоугольной формы с неподвижным оглавием, имеющим отверстие для гайтана, в миниатюре повторяет композицию таблетки с тем же сюжетом из серии святцев конца XV в. из Софийского собора в Новгороде. В соответствии с новгородской иконографией сидящая на престоле Богоматерь представлена в сложном ракурсе: поставив ноги на подножие и резко развернувшись вправо, Она обращена к приближающемуся архангелу. Ее правая рука поднята к груди, ладонью наружу, левая лежит на колене. Широко шагающий архангел Гавриил изображен с вытянутой вперед правой рукой. Вверху в центре из полукруглого сегмента неба к Богоматери нисходит луч со Святым Духом в виде голубя. За фигурами — архитектурные строения, состоящие из двух палат и стены, соединенных велумом. В центре на гладком фоне рельефно выступают буквы названия: «БЛАГОВ». Некоторая условность в передаче сюжета связана с небольшими размерами памятника: упрощено изображение архитектуры, не переданы такие значимые детали, как жезл архангела, нить в руках Богоматери. Но при этом мастеру на небольшой плоскости произведения удалось воссоздать сцену, полную динамики, экспрессии. Как полагает Э. С. Смирнова, новгородские иконописцы копировали древний почитаемый образец, не сохранившийся до наших дней. Эта традиция, очевидно, нашла свое отражение и в меднолитой пластике Великого Новгорода.
Декоративные элементы меднолитой иконы также подтверждают ее новгородское происхождение. Композиция заключена в узкую рамку, украшенную рельефным орнаментом в виде жгута. Подобный узор известен на целом ряде произведений новгородской меднолитой пластики XV–XVI вв. Этот орнамент получил распространение на произведениях мелкой пластики как из дерева, так и из металла. Особенностью новгородских отливок стало также изображение на оглавии рельефного четырехконечного креста, вписанного в ромб. Меднолитые иконы с изображением Благовещения получили широкое распространение на Новгородской земле, одна из которых была найдена на левом берегу реки Волхов, напротив Антониева монастыря, в 1985 г. Отливки, выполненные новгородскими мастерами в XV–XVI вв., есть в музейных собраниях ГРМ, ГЭ, ГИМ, ЦМиАР, а также в частных российских и зарубежных коллекциях.Публикуемый памятник новгородского литья, отличающийся особой мягкостью в передаче пластического образа, является достойным пополнением коллекции русского прикладного искусства Музея русской иконы.