Святой воин великомученик Мина
Начало - первая треть XVI века. Тверь
41,3 × 21,4 × 2,2. Дерево (липа), авторская основа, состоящая из двух досок, дублирована на новую доску тех же размеров, две врезные шпонки: верхняя встречная, нижняя сквозная; ковчег, паволока, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия) в 2007 г. Инв. № ЧМ-223.
Раскрыта и реставрирована, видимо, в старообрядческой среде на рубеже XVIII–XIX вв., когда часть древней иконы была спилена со своей основы, перенесена на новую доску и надставлена с левого края накладным полем. Судя по узкой вертикальной вставке (около 5 мм), идущей через всю высоту (по локтю Мины) и затонированной в то же время, древняя икона была повреждена трещиной. В процессе реставрации поновлен ассист по охре и темно-синей одежде (из-под него проглядывает старое золото, покрытое темной олифой), почти полностью записан авторский позем. Частично восполнены киноварные крест и надпись, тогда же сделана новая опушка.
Авторская живопись сохранилась сравнительно хорошо, за исключением сильно потертого золота фона и почти утраченного золотого орнамента на полях (следы его заметны на верхнем поле). Золотой ассист на одеждах сохранился фрагментарно, перекрыт новой позолотой.
Икона прошла технико-технологические исследования в ГРМ в 2008 г. и в ГосНИИР (акт экспертизы от 12 января 2009 г.). Ряд выявленных пигментов, в том числе смеси смальты, характерен именно для первой половины XVI в., причем сложные смеси пигментов и особенности их перетира свидетельствуют о высоком профессионализме иконописца.
Судя по композиции иконы – сильно сдвинутой влево фигуре Мины, расположенной в среднике так, что поднятая рука с крестом почти упирается в левое, новое поле, надставленное в месте распила первоначальной основы, – в древности святой занимал крайнее правое положение. Размеры авторской доски, сохранившей верхнее и нижнее поля, свидетельствуют о том, что это было парное изображение святых, вероятнее всего воинов, хорошо известное еще с византийского времени. Близкой аналогией реконструируемой иконы представляется образ мучеников Флора и Лавра, ростовского происхождения, второй половины XV в. (частное собрание), изображенных необычно – в виде воинов, а также икона XV в. «Святые Климент, Георгий и Мина» из музея Франкфурта-на-Майне.
Следует отметить, что характерная для Византии традиция украшения алтарной преграды фигурами святых и воинов на небольших, вытянутых по горизонтали эпистилях (высота которых, кстати, совпадает с высотой рассматриваемого памятника) на Руси была хорошо известна. Об этом свидетельствует древний тип деисусного чина, включавшего как традиционные образы, развернутые в деисусном предстоянии перед Вседержителем, так и боковые – фронтальные изображения наиболее чтимых святых. К таким иконам можно отнести, например, новгородскую икону второй четверти XV в. «Святой Иаков Перский», представляющую собой прямоличный образ мученика, написанный, как и рассматриваемое произведение, на небольшой по размерам доске. Древний вариант чина, предназначенный для низкой алтарной преграды, несмотря на появление высокого иконостаса, сохранялся во многих северо-западных землях Руси не только в XIV–XV вв., но вплоть до XVI столетия. Не исключено, что к одному из таких архаичных рядов и относится часть древней иконы с образом святого Мины. Это тем более вероятно, что его изображение нередко встречается среди палеосных святых на иконах новгородских и северных земель, где почитание мученика-воина было особенно распространено.
Стилистические особенности памятника также позволяют связывать его с одним из северо-западных центров. Плотная, насыщенная живопись, сочетающая пастозные оттенки синих, коричневых, красных и зеленых тонов, активные белильные разделки, лаконичный и подчеркнуто графичный рисунок пробелов, суховатая моделировка в сочетании с конструктивной ясностью композиции напоминают иконы тверского происхождения. Характер личного письма, написанного по темной коричневой основе и лишь слегка моделированного желто-коричневыми охрами с мелкими и короткими белильными бликами, очень схож с техникой исполнения иконы «Параскева Пятница, с житием» первой трети XVI в. из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области (ЦМиАР).
В Тверской земле было немало храмов, посвященных воину Мине. Например, в том же Бежецке издревле существовал монастырь его имени, а в самой Твери в XVI в. известны два одноименных храма мучеников-воинов Мины, Виктора и Викентия (одновременно празднуемых 11 ноября), один из которых был приходским, другой также монастырским. Из этой церкви происходит трехчастная икона начала XVI в., на верхнем поле которой представлен деисусный чин с образами Мины, Виктора и Викентия. С этим памятником публикуемую икону отчасти роднит колористическая гамма и характер жестких, «негнущихся» пробелов и драпировок.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 8. С. 82–85 (текст И.А. Шалиной).