Погребальная стела Клеоника
Лицевая сторона: III век (?). Оборотная сторона: V-XII века. Сирия или Египет (?)
55,0 × 35,0 × 11,2. Известняк, резьба
Происхождениене установлено. Приобретена для музея в 2009 г. в Serafim Dritsoulas Gallery в Мюнхене (Германия). Инв. № ЧМ/Кам-3.
Сведения о реставрации отсутствуют.
Отколото правое завершение-акротерий, загрязнения, потертости.
Рельеф представляет собою надгробную стелу, на одной стороне которой помещен поясной портрет усопшего и надпись над ним: «ΚΛΕΟΝΙΚΟΝ ΕΤΩΝ ΔΡΙΑΚΟΝΤΑ ΠΕΝΤΕ ΗΟΝ ΒΙΟΣ ΜΝΗΜΗΣ ΧΑΡΙΝ. ΧΑΙΡΕ» («Клеоника, прожившего жизнь в 35 лет, памяти ради. Прощай»). Фронтон с акротериями, один из которых не сохранился, украшен овалом по центру и орнаментом в виде стригилей, часто встречающимся в декоре римских саркофагов. На оборотной стороне – рельефный Голгофский крест, поверх которого вырезан еще один крест – прием, характерный для нательных крестиков, происходящих из восточного Средиземноморья (Сирия, Палестина, Египет). Это свидетельствует о повторном использовании стелы в качестве христианского надгробия. Можно думать, что это произошло в VI–XIIвв. – в период бытования в этом регионе нательных крестиков, на которых врезанные вдоль перекладин линии также образовывали кресты.
Подобные стелы из известняка встречаются в позднеримское время в северном Причерноморье, Египте, Сирии, поэтому точно атрибутировать лицевую сторону памятника непросто. Однако, судя по трактовке лица, лишенного свойственной римской скульптуре портретности, и по рисунку драпировок, складки которых ниспадают параллельными линиями, а также по особенностям изображения на оборотной стороне, можно предположить, что стела была изготовлена в Египте или Сирии около III в. н. э., где спустя несколько столетий повторно использовалась христианами.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 87. С. 436–438 (текст В.С. Большаковой).