Богоявление
Середина XVII века. Северная Греция (Афон?)
29,0 х 24,0 х 2,7. Дерево, доска цельная, без ковчега, левкас, темпера, золочение.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2010 г. в галерее Ричарда Темпла (Лондон). Инв. № ЧМ/Гр-1.
Живопись иконы раскрыта до поступления в музей, сведения о реставрации отсутствуют.
Доска опилена сверху и справа (срезаны поля), изъедена жуком-древоточцем. Выпады грунта до доски по углам, а также по краю полей. Золото потерто.
Икона входила в праздничный ряд, венчавший алтарную преграду небольшого храма. Темплоны малого размера были распространены на Балканах с конца XV в., когда после завоевания Византии турками православному населению было разрешено строить лишь крохотные, напоминающие часовни храмы. Известен темплон конца XV в. с изображением двунадесятых праздников (высота 25,0 см), происходящий из подобной церкви в городе Верия. Еще меньше (22,5 × 17,0 см) греческие иконы «Богоявление» и «Сошествие во ад» праздничного ряда первой половины XVII в., привезенные с Афона в 1859–1860 гг. известным путешественником и коллекционером П. И. Севастьяновым (ГИМ).
Иконография праздника из собрания Музея русской иконы, где фигура Спасителя представлена строго фронтально на фоне широкого речного потока, по сторонам которого симметрично возвышаются высокие горные уступы, характерна для памятников XV–XVII вв., написанных в Фессалониках и греческой Македонии. Не менее типичны для икон этого круга поза и жест Иоанна Предтечи, поставившего одну ногу выше другой на горный уступ, его одеяние в виде коротких власяницы и милоти, а также возвышающиеся друг над другом фигуры ангелов. Примером такого иконографического варианта может служить икона «Богоявление» из собрания П. И. Севастьянова. Необычны для композиции праздника жест и поза Спасителя, благословляющего двумя руками и попирающего ногами фигурки Ира и Дана – персонификации двух сливающихся в единый поток палестинских рек. В этом нельзя не видеть определенного богословского замысла. Благословение двумя руками, свойственное архиерейскому чину, передает полноту священства Христа. Этот жест Христа распространен в различных сюжетах стенописей и икон XVII в., созданных на Афоне. Мотив попирания Христом Ира и Дана, по всей видимости, заимствован из иконографии «Сошествия во ад», где Спаситель подобным образом попирает лежащего под его ногами властителя ада. В рассматриваемой иконе таким образом наглядно передается мысль о подчинении Иордана Христу при крещении и о благословении Спасителем водной стихии. Именно эту мысль содержат песнопения на Богоявление: «…видеша тебя воды и оубояшеся…» (стихира-славник); «Днесь вод освящается естество и разделяется Иордан и своих вод возвращает струи вл(ады)ку зря кр(е)щаема…» (Тропарь 8-го гласа).
Особенности иконографии свидетельствуют о создании иконы в духовном центре, где сохранялись и активно осмыслялись богословские идеи. Таким центром в XVII в. безусловно являлись монастыри Афона.
Стиль живописи публикуемой иконы традиционен и по-своему виртуозен. Художник минимальными средствами передает пластику обнаженного тела Христа, противопоставляя поверхности – насыщенные белилами и лишенные их. Драпировка одеяний лаконично обозначена белильными светáми и черными линиями притенений. Рисунок мастера убедителен и экспрессивен. Колорит прост, но выразителен: холодные серебристые оттенки голубого, несущие представления о небесном, противопоставлены гамме коричневых и красных, связанных с вещественным, земным началом. Эти качества стиля позволяют связать памятник с афонскими мастерскими, унаследовавшими традицию живописи Фессалоник и не потерявшими ее в ХVII в. Доказательством этой атрибуции является и сходство иконографии и стиля публикуемого памятника и памятника из собрания ГИМ: общие приемы моделировки обнаженного тела Христа с широким применением белил, формы горок с высокими уступами и скругленными лещадками, сдержанная цветовая гамма.