Крест-энколпион

Крест-энколпион

X–ХI век. Византия


7,3 × 3,9. Бронза; литье, гравировка.

Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–79.

Реставрирован до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.
Сохранность хорошая. Патина по всей поверхности с обеих сторон.

Надписи: ≪MPXU≫, ≪HOANIC≫.

Энколпион (греч. — ≪то, что носится на груди≫), состоит из двух совмещенных створок, между которыми хранились частицы мощей святых или крестного древа, но чаще всего ≪контактные≫ реликвии (кусочки ткани, камней, земли и т. д.), наделенные благодатью от соприкосновения со святыней. Широкое распространение крестов-энколпионов в X–XI вв. по всей Византийской империи и за ее пределами связывают с усилением притока паломников к святым местам Сирии и Палестины в период наибольшего византийского влияния в религиозной и культурной жизни Ближнего Востока, а также с развитием новых паломнических центров в Константинополе, Западной Малой Азии и Греции. Крест имеет наиболее типичную для энколпионов форму — с расширяющимися рукавами и прямыми концами (тип I по классификации Питаракис). На лицевой стороне—гравированное изображение Богоматери Оранты, на оборотной — Иоанна Оранта. Образ святого Иоанна, наряду с образом святого Георгия, принадлежит к наиболее часто встречающимся на энколпионах X–XI вв. Как правило, лаконичность надписей на этих памятниках и неопределенность иконографических признаков, характерная для схематичных изображений, не позволяет с абсолютной точность идентифицировать святого. Лишь в редких случаях надпись определяет Иоанна как Иоанна Богослова (на энколпионе из Анкары и на небольшом процессионном кресте из ГЭ с гравированным изображением, близким по стилистике публикуемому типу энколпионов) или как Иоанна Предтечу (на энколпионе из Торонто). Б. Питаракис, принимая во внимание его ясно различимые юные черты и сопутствующий образ Богоматери на оборотной стороне, склонна видеть в изображенном на большинстве энколпионов святом Иоанна Богослова, свидетеля событий на Голгофе, которому Христос поручил заботу о Богоматери. Мартирий и базилика, посвященная одному из главных малоазийских святых, находились в Эфесе. Стилистику гравированных изображений на энколпионах принято определять термином ≪штриховая манера≫, отражающим их предельную условность и схематичность. Характерные для нашего памятника ясность линии, очерчивающей лики и нимбы, и аскетичность орнаментальной отделки одежд, создающие образ истонченной преображенной плоти, находят аналогии среди лучших образцов крестов-энколпионов X–XI вв. Широкий круг аналогий в памятниках этого периода имеют и такие детали, как крест надо лбом Богоматери, скрытые под длинными одеяниями ноги, орнаментация нимба небольшими точечками, элементы украшения одежд волнистыми линиями и зигзагами. Отметим, что массовость производства этих предметов личного благочестия в X–XI вв. обусловила наличие очень близких по стилистике и иконографическим деталям групп памятников. Несмотря на это, кажется, трудно найти два абсолютно одинаковых образа. По точному замечанию В. Н. Залесской, манера врезывания линий в металл свидетельствует о хорошем уровне подготовки мастеров, очевидно, исполнявших подобного рода изображения неоднократно. Однако внимательное вглядывание в памятники убеждает в том, что в лучших из них стилистические особенности, свойственные этому типу крестов в целом, никогда не приобретают характер штампа. Не исключено, что в какой-то мере именно повторение приемов стилизации позволило мастерам развить их в живую художественную систему.