
Памяти боярыни Феодосии Морозовой. К 350-летию мученической кончины. Иконы и книги XVII столетия
4 декабря 2025 г. в Музее русской иконы им. Михаила Абрамова откроется расширенная экспозиция искусства XVII века «Памяти боярыни Феодосии Морозовой. К 350-летию мученической кончины. Иконы и книги XVII столетия», с участием памятников иконописи и книжности из собраний Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, Музея им. Андрея Рублева и частных коллекций Москвы. Проект инициирован РПСЦ.
Феодосия Морозова (1632-1675 гг.) принадлежит к числу выдающихся личностей отечественной истории. Ее имя для русского человека стало одним из символов старообрядчества ‒ того духовного движения, которое разделило надвое общество в XVII веке. Никон, ставший патриархом Московским и Всея Руси в июле 1652 г., провел реформу по изменению некоторых церковных обрядов и древних текстов богослужебных книг, что в народном сознании воспринималось как посягательство на чистоту православия и отступление от веры предков. Сторонники старой веры встали на защиту древних церковных правил и установлений. Духовные лидеры старообрядцев ‒ священнослужители, а также знатные миряне, среди которых немаловажное место занимала боярыня Морозова, ‒ вдохновляли своим примером и писаниями большую часть русского общества.
Феодосия Морозова, жена боярина Глеба Ивановича Морозова, происходила из знатного рода Соковниных. Кроме знатности и красоты, Феодосия отличалась образованием и начитанностью в богословских книгах ‒ редкое качество среди женщин в те времена. После смерти супруга в 1662 году, оставшись вдовой в 30 лет, боярыня Морозова стала активно заниматься управлением своими огромными имениями. Но главной в ее жизни была духовная сторона. Она надела власяницу, стала щедро раздавать милостыню в приходские храмы и монастыри, устраивать богадельни. Дом боярыни в Кремле стал прибежищем гонимых старообрядцев. Глава защитников старой веры, протопоп Аввакум, был ее духовным отцом и наставником.
После ареста протопопа Аввакума и его ссылки в 1664 г. Морозова образовала в своем доме тайный монастырь и приняла монашеский постриг с именем Феодора. Проводя все время в посте и молитве, боярыня перестала появляться на торжественных мероприятиях при царском дворе. Поводом к усилению преследования Морозовой послужил ее отказ присутствовать на бракосочетании Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в начале 1671 г. Морозова была взята под стражу в своем доме вместе с сестрой, княгиней Евдокией Урусовой. Царь приказал отправить узниц в Боровск и заточить в земляной тюрьме, запретив давать им пищу и питье. Феодосия Морозова умерла от голода в ночь на 2 ноября 1675 г., ранее скончалась Евдокия Урусова. Удивительная стойкость боярыни Морозовой, убежденность в чистоте веры вызывали в народе глубокое уважение и восхищение.
На расширенной экспозиции музея представлены памятники иконописи XVII столетия, а также печатные книги, входившие в круг чтения людей как духовного, так и светского звания. Среди них ‒ Евангелие, Псалтирь, аскетические сочинения Иоанна Синайского «Лествица Божественного восхождения» (или «Лествица рая») и «Паренесис» (сборник «увещательных слов») Ефрема Сирина, а также «Октоих» ‒ вклад Феодосии Морозовой в церковь Спаса, который она лично сопроводила длинной записью. К выставке запланирован выход каталога, адресованный широкой аудитории интересующихся русской историей и художественной культурой.
Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий
События прошлого являют нашему взору немало выдающихся личностей, имена которых золотыми буквами вписаны в общую историческую летопись, а подвиги великих соотечественников отображают то, что называется честью и совестью народа, выражением его исконных идеалов, ценностей, духовных устремлений. Имя боярыни Феодосии Морозовой уже стало великим для нашей истории, а ее образ и подвиг ‒ олицетворением христианской добродетели самоотвержения и мученичества, осознания бессмысленности материальных благ и социального положения в этой временной, земной жизни, видения истинного смысла ‒ в вечной жизни во Христе. Господь сподобил боярыню Феодосию Морозову личным примером показать миру, насколько сильны идеалы святости, насколько они жизнеспособны, насколько Бог близок к человеку. Когда приходит время страданий и лишений, не от всех христиан требуется подобный мученический подвиг за веру. Но на то и явлены миру святые мученики, чтобы их образы возвещали о вечном, составляющем истинный смысл человеческой жизни.
Галина Абрамова, от лица семьи основателя музея Михаила Юрьевича Абрамова
Создавая музей, мой сын Михаил стремился показать, сколь многообразна русская иконопись: поэтому в коллекции и древние иконы, и произведения XVII века, и памятники Нового времени – вплоть до начала XX столетия. И конечно, представление о русской иконе и культуре в целом было бы неполным без освещения истории и искусства старообрядцев – той части русского общества, которая решительно отвергла церковную реформу патриарха Никона, сохранив приверженность «старой вере» и традициям. В пространстве музея этой теме посвящена отдельная экспозиция. Здесь представлены иконы из разных старообрядческих центров, рукописные и старопечатные книги, а также уникальный экспонат – часовня-моленная старообрядцев беспоповского согласия. Со дня открытия эта экспозиция и экскурсия в ней являются одними из самых посещаемых в музее. В этом году музей представляет расширенную экспозицию «Иконы и книги XVII века», посвященную памяти твердой защитницы «старой веры» боярыни Феодосии Морозовой и приуроченную к 350-летию со дня ее мученической кончины. Полагаем, что экспозиция позволит обогатить представление об искусстве и культуре XVII столетия и старообрядчества, неизменно вызывающих интерес широкой аудитории.
Аккредитация СМИ: Богатырев Сергей Евгеньевич | pr@russikona.ru
Ознакомьтесь с правилами посещения музея и политикой конфиденциальности
События
Остались вопросы?
Загляните в раздел «Частые вопросы». Если вы не нашли ответа на свой вопрос, напишите администратору музея в Телеграм или на почту.
Написать в Телеграм Написать на почту