Лекция «Древнерусское певческое искусство»
14 февраля
19:00 - 20:30
Лекция

Лекция «Древнерусское певческое искусство»

Гончарная ул., д.3, стр.1

Приглашаем на третью лекцию цикла «Церковно-певческое искусство Византии и Древней Руси», который ведет Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского. 

Тема лекции — «Древнерусское певческое искусство»:

На основе распевов, унаследованных от великой культуры Византийской Империи, в древнерусском певческом искусстве к ΧV веку сложился самобытный мелодический стиль, обладающий оригинальными мелодическими чертами и нотацией, — столповой знаменный распев. В ΧV веке, а в большей степени на протяжении ΧVI столетия, также начинает развиваться теория певческого искусства: распространяются азбуки («алфавиты») знаков знаменной нотации. К ΧVI веку происходит расцвет авторского творчества и формируются основные центры церковного «мастеропения» — Новгородская, связанная с именами Савы Рогова и его брата, митр. Ростовского Варлаама (Василия Рогова), Московская, основным представителем которой является Феодор Христианин, и Усольская, с распевщиками Стефаном Голышем и архим. Исайей (Лукошко).

 В этот же период зарождаются и новые распевы, выросшие на основе «классического» знаменного, — «большой», с развитыми мелодическими попевками, «демественный» (от греч. «δομέστικος» — руководитель хора), богатый витиеватыми мелодическими оборотами, и «путевой», особый стиль, вершина творчества древнерусских распевщиков, представляющий собой сознательную переработку каждой мелодической формулы путевого распева, благодаря чему был создан весьма своеобразный, очень пространный и причудливый распев. Именно этот распев послужил и основой раннего русского многоголосия, троестрочия, аналогов которому не было ни в Византии, ни в Западной Европе.

Подробнее о цикле:

Церковно-певческое искусство представляет собой тот пласт культурного наследия, который в наибольшей степени подвержен забвению в истории. Причина в том, что живая певческая традиция с течением времени изменяется, а рукописи, содержащие записи церковных мелодий специфическими формами музыкальной нотации, недоступны в полной мере даже специалистам. Тем не менее, певческие книги со знаками музыкальной нотации, а также документы, содержащие сведения о певческой культуре восточнохристанской церкви, могут помочь представить, каким было музыкальное оформление богослужений Византийской Империи и генетически связанной с ней Древней Руси. В цикле лекций, посвященных церковному пению этих традиций, будут освещены их основные особенности, предприняты попытки «оживить» сохранившиеся документы и представить, какой именно была православная церковная музыка на протяжении многих столетий. 

Вход свободный, лекция проводится бесплатно, регистрация не требуется.

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен