Лекция «Византийско-русские связи в церковно-певческой культуре»
15 ноября
19:00 - 20:30
Лекция

Лекция «Византийско-русские связи в церковно-певческой культуре»

Гончарная ул., д.3, стр.1

15 ноября в лектории музея состоится вторая лекция курса «Церковно-певческое искусство Византии и Древней Руси». Лектор – Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского

Тема лекции – «Византийско-русские связи в церковно-певческой культуре»

Приняв христианство из Византии, Русь на протяжении многих столетий находилась в сфере влияния ее церковной культуры и богослужебных традиций. Все основные составляющие церковно-певческой практики – обряд, система жанров, осмогласие, гимнография певческих книг –  были заимствованы из византийской культуры. В течение семи веков происходило несколько этапов более активного взаимодействия византийской и древнерусской церковных традиций. После принятия крещения вторая волна византийского влияния пришлась на период после освобождения от татаро-монгольского нашествия, когда вслед за Византией Русская Церковь переходит на новый устав, формируются новые типы нотированных книг (полный Октоих) и письменно фиксируются неизменяемые песнопения, которые долгое время как в византийской, так и в древнерусской традициях сохранялись в устной форме. Наконец, третий этап связан с деятельностью по исправлению литургических книг во 2-й половине ΧVII в. В этот период в Москву был приглашен к-польский иеродиак. Мелетий Грек для обучения певчих греческому пению. Несмотря на сложившийся к ΧV веку самобытный знаменный распев, обладающий самостоятельными особенностями, связь с византийской певческой культурой прослеживается на всех этапах развития древнерусского певческого искусства

Подробнее о цикле:

Церковно-певческое искусство представляет собой тот пласт культурного наследия, который в наибольшей степени подвержен забвению в истории. Причина в том, что живая певческая традиция с течением времени изменяется, а рукописи, содержащие записи церковных мелодий специфическими формами музыкальной нотации, недоступны в полной мере даже специалистам. Тем не менее, певческие книги со знаками музыкальной нотации, а также документы, содержащие сведения о певческой культуре восточнохристанской церкви, могут помочь представить, каким было музыкальное оформление богослужений Византийской Империи и генетически связанной с ней Древней Руси. В цикле лекций, посвященных церковному пению этих традиций, будут освещены их основные особенности, предприняты попытки «оживить» сохранившиеся документы и представить, какой именно была православная церковная музыка на протяжении многих столетий.

Вход свободный, лекция проводится бесплатно, регистрация не требуется.

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен