Лекция «Церковное пение Византийской Империи»
11 октября
19:00 - 20:30
Лекция

Лекция «Церковное пение Византийской Империи»

Гончарная ул., д.3, стр.1

11 октября в лектории музея начинается новый курс – «Церковно-певческое искусство Византии и Древней Руси». Лектор – Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского

Тема первой лекции – «Церковное пение Византийской Империи»

Церковное пение представляет собой существенный по значению и богатейший по содержанию пласт культуры Византийской Империи. История формирования и развития византийской певческой традиции весьма продолжительна, разнообразна и полна загадок. Первые сведения о певческом оформлении богослужения дошли до нас от ΙV века, однако остается неизвестным, какими именно были эти церковные мелодии. Появление особой формы записи византийских распевов в X веке до определенной степени разрешает эту проблему и позволяет узнать о стиле распеваемых гимнографических текстов. По всей вероятности, существовала торжественная и роскошная традиция церковного пения в Великой церкви — соборе Св. Софии в Константинополе. Устав особой великоцерковной службы — «песненного последования» — и состав двух сохранившихся певческих рукописей позволяет говорить о высоком мастерстве константинопольских певчих. Другая традиция, которая развивалась параллельно, связана с распространением палестинского монашества. Именно благодаря деятельности палестинских гимнографов, скорее всего, прп. Иоанна Дамаскина (+750) происходит важное нововведение в музыкальной области — введение системы осмогласия. В последующие века монастыри, а в особенности обители св. горы Афон, продолжали играть ведущую роль в преобразованиях в певческом искусстве. Прп. Иоанн Кукузель, насельник Великой Лавры на Афоне, считается основателем одного из наиболее развитых стилей византийской музыкальной культуры — калофонического пения.

Подробнее о цикле:

Церковно-певческое искусство представляет собой тот пласт культурного наследия, который в наибольшей степени подвержен забвению в истории. Причина в том, что живая певческая традиция с течением времени изменяется, а рукописи, содержащие записи церковных мелодий специфическими формами музыкальной нотации, недоступны в полной мере даже специалистам. Тем не менее, певческие книги со знаками музыкальной нотации, а также документы, содержащие сведения о певческой культуре восточнохристанской церкви, могут помочь представить, каким было музыкальное оформление богослужений Византийской Империи и генетически связанной с ней Древней Руси. В цикле лекций, посвященных церковному пению этих традиций, будут освещены их основные особенности, предприняты попытки «оживить» сохранившиеся документы и представить, какой именно была православная церковная музыка на протяжении многих столетий.

Вход свободный, лекция проводится бесплатно, регистрация не требуется.

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен