Приглашаем на третью лекцию цикла «Русская иконопись XIX века», который ведет Жанна Григорьевна Белик – кандидат искусствоведения, начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Во второй половине XIX века высшим знаком признания качества продукции являлось изображение государственного герба России и звание Поставщика Императорского Двора, которое получали, в том числе, иконописцы и ювелиры, работавшие по придворным заказам более 10 лет. Участие в международных выставках, звания Поставщиков, научные достижения отечественной и мировой исторической науки – все это стимулировало развитие национального стиля и церковного искусства.
В Академии художеств открылся класс иконописания, заведование которым было поручено князю Г.Г. Гагарину. При его непосредственном участии работа по собиранию древностей приобрела систематический характер: научные экспедиции, каталогизация собраний, копирование памятников расширяли исторический кругозор, развивали творческий интерес к подлинным истокам русского православного искусства.
Паломничество стало составной частью русской культуры, особенно после манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости 1861 года. Миллионы русских богомольцев посещали монастыри и храмы России и Святой Земли, что стимулировало развитие монастырских художественных промыслов. Монастырское иконописание как целостное явление развивалось в рамках академической стилистики, в качестве образцов часто использовали произведения печатной графики. Не менее интересна сформировавшаяся в это время традиция писать иконы на память о важных государственных событиях. Поводом для создания образов становились государственные манифесты, посещения высочайшими особами, покушения, бракосочетания и интронизации и другие события Императорской семьи.
Смотреть онлайн-трансляцию. Трансляция будет удалена после окончания лекции.
Чтобы не пропускать анонсы, подписывайтесь на рассылку сайта и уведомления в соцсетях ↓