Цикл лекций-концертов «Церковно-певческое искусство Древней Руси»
28 окт. 31 мая
Анонс

Цикл лекций-концертов «Церковно-певческое искусство Древней Руси»

Мы рады представить новый проект в рамках просветительской программы Музея русской иконы им. Михаила Абрамова: цикл лекций-концертов «Церковно-певческое искусство Древней Руси», который объединит исследователей и исполнителей.

Лекции-концерты будут проходить в Музее русской иконы в период с октября по май, участие бесплатное, по предварительной записи, число мест ограничено.  

Следите за анонсами мероприятий на сайте музея и в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам в Telegram и Вконтакте или подпишитесь на email-рассылку: раз в неделю мы напоминанием о предстоящих событиях в музее.

Куратор цикла – Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, доцент ПСТГУ. 


Цикл лекций «Церковно-певческое искусство Древней Руси» – это рассказ о певческой культуре, господствовавшей на Руси со времен принятия христианства до середины XVII века: о музыкальных особенностях знаменного роспева, о том, какие еще певческие стили входят в сокровищницу древнерусского певческого искусства, как «сочиняли» древнерусские мастеропевцы, как знаменное пение сохранилось до наших дней и где оно звучит сегодня. Лекции будут сопровождаться пением древнерусских песнопений и показом тематических слайдов.


Октябрь 2022 г. 

Византийские истоки древнерусского церковного пения

Древнерусское церковно-певческое искусство с момента своего сложения было основано на византийской литургической традиции. Это отразилось на круге богослужебных обрядов и книг, формировании особой музыкальной письменности. Не вызывает сомнений, что вся древнерусская музыка ΧΙ–ΧΙΙΙ веков – своеобразная «реплика» церковного пения Византийской империи, обладающая, однако, и оригинальными чертами. Эти особенности не только не отрицают преемственности древнерусской певческой культуры от византийской, но подтверждают высокий уровень мастерства распещиков Киевской Руси. 

В лекции «Византийские истоки древнерусского церковного пения» будет описан процесс восприятия и усвоения византийской церковно-певческой традиции на Руси на протяжении Χ–ΧΙΙΙ веков, представлены иллюстрации из певческих кодексов этого времени, а также продемонстрированы исполнительские реконструкции древнейших песнопений знаменного распева и распевы, сохранившие черты архаики в более позднее время.

Лектор – Ирина Владимировна Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского
Ансамбль древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон» при НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского (рук. А.А. Елисеева)


Ноябрь 2022 г. 

Знаменные распев 

Лекция-концерт  будет посвящена знаменному распеву – главному стилю в русском церковном  пении XIV–XVI веков. Именно в знаменном распеве древнерусские  мастеропецы смогли воплотить все богатство и всю сложность системы  Иерусалимского устава богослужения, создав своеобразный «чин пения  церковнаго» – певческий устав. Мы поговорим о том, каким образом  благодаря этому «чину пения» богослужение каждого дня получает свой  неповторимый «звуковой облик» и как в нем воплощаются особенности  церковной службы, свойственные Русской Церкви. 

Лектор – Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, доцент ПСТГУ
Ансамбль Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. (рук. Д.А. Григорьев)


Декабрь 2022 г. 

Древнерусское певческое искусство: развитие праздничных распевов

На лекции речь пойдет о становлении и развитии особых, торжественных и пространных стилей распевания текста в древнерусской литургической традиции XVXVII веков.

Каждый из этих праздничных распевов получил свое название: демественный, большой, путевой и т.п., а для некоторых даже была изобретена специальная форма музыкальной нотации. В рамках встречи, мы поговорим об их происхождении, местах бытования и особенностях мелодического содержания.

Лектор – Ирина Владимировна Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского
Ансамбль древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон» при НИЦ церковной музыки МГК им. П.И. Чайковского (рук. А.А. Елисеева) 


Январь 2023 г. 

Местные традиции древнерусского пения: центры, школы, мастера

Встреча будет посвящена местным певческим традициям в их соотношении с общерусской традицией и проявлению авторского начала в каноническом искусстве. Мы поговорим о крупнейших региональных певческих центрах – как существовавших на Руси с древних времен, так и сложившихся после объединения русских земель вокруг Москвы, о монастырских школах церковного пения, вспомним известных мастеров древнерусского пения – роспевщиков и дидаскалов

Лектор – Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, доцент ПСТГУ
Ансамбль Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (рук. Д.А. Григорьев)


Февраль 2023 г. 

Древнерусское церковное пение после раскола Русской Церкви

Встреча будет посвящена одной из важнейших тем, ставших в истории русского церковного пения ключевой, – расколу, случившемуся в Русской Церкви в сер. XVII в., и «никоновской книжной справе». В контексте событий, предшествовавших и сопутствовавших русскому церковному расколу, мы поговорим о тех изменениях, которые произошли в древнерусском церковном пении, о том, как изменилось традиционное звучание песнопений, об основных принципах, положенных в основу работы никоновских правщиков.

Звучание песнопений в дореформенном и пореформенном вариантах позволит слушателям составить собственное представление о том, почему в XVIII столетии в русском богослужении стал возможен отход от многовековой национальной традиции.

Лектор – Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, доцент ПСТГУ
Ансамбль Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. (рук. Д.А. Григорьев)


Март 2023 г. 

Древнерусское церковное пение в среде старообрядцев-беспоповцев

Лекция-концерт будет посвящена тому, как складывалась судьба древнерусского церковного пения после церковного раскола сер. XVII в. – а именно в среде старообрядцев-беспоповцев.

Слушатели узнают, как устраивалось богослужебное пение и чтение на Выгу – в крупнейшем центре старообрядцев-беспоповцев, что из певческого наследия Древней Руси было воспринято выговцами, какие специфические черты получила соборная служба в отсутствие духовенства. 

Мы поговорим об уникальной, самобытной традиции создания певческих рукописей в Выго-Лексинском общежительстве, о главных этапах её становления, а также о культуре пения духовных стихов.

Лектор – Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, доцент ПСТГУ 
Ансамбль Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. (рук. Д.А. Григорьев)


Апрель 2023 г. 

Древнерусское православное знаменное пение в старообрядческой среде

На лекции-концерте вы узнаете о связи древнерусского православного знаменного пения со старообрядческим пением на основе осмогласия, истории старообрядческого церковного пения и основных певческих центрах, а также образовании местных распевов и исполнении в старообрядческой среде духовных стихов.

Во время лекции-концерта Московский старообрядческий хор исполнит ряд  песнопений на различные распевы: знаменный, большой знаменный, самогласный малый знаменный распев, подобны, демественный, путевой, старинные духовные стихи, напевка.

Лектор – иерей Василий Андронников, священник Покровского кафедрального собора г. Москвы на Рогожском, преподаватель Московского старообрядческого духовного училища, Рогожской воскресной школы, онлайн-курсов. Автор статей и книг о старообрядчестве.

Ансамбль –  Московский мужской старообрядческий хор под руководством Виталия Москвичёва, уставщика, регента хора в Покровском кафедральном соборе на Рогожском.


Май 2023 г. 

Система древнерусского «знаменного» распева и ее реализация в практике современных исполнителей

Судьбы знаменного пения после церковных реформ XVII века. Старообрядцы, новообрядцы, единоверцы. Особенности системы знаменного распева. Разница между знаменным распевом и древнерусской богослужебной певческой традицией. Концертная практика как музыкальное переосмысление принципа распева.  Знаменный распев и монодическое направление в современном церковном пении, а также в творчестве концертных коллективов.

Лектор – Глеб Борисович Печенкин, исследователь, исполнитель знаменного пения, распевщик, автор методик обучения и ряда изданий, головщик Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции.

Ансамбль – Клирос храма Покрова Божией Матери в Рубцове под управлением Г.Б. Печенкина.

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен