Лекция «Ранние иконы»
21 октября
19:30
Лекция

Лекция «Ранние иконы»

Приглашаем на вторую лекцию цикла «Русское средневековое искусство», который ведет Алексей Геннадьевич Барков, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.

Лекция 2. Ранние иконы

Древнейшие иконы, о которых пойдет речь на лекции, относятся к так называемому «домонгольскому» этапу русской культуры. Этот период охватывает значительный временной отрезок: от конца Х века до 1237 года. Однако памятников этого периода, дошедших до нас, совсем немного – чуть более двух десятков.

Они разнородны по своему составу: по большей части это огромные храмовые образы, зачастую заменявшие монументальные росписи, но также встречаются и камерные моленные образы. Их происхождение, за редким исключением, невозможно проследить документально. Принадлежность к тому или иному художественному центру, как правило, устанавливается исключительно по формальным признакам.

Принято считать, что русские иконы, в сравнении византийскими, уступают в технологическом плане, однако простота и лаконичность приемов нисколько не снижает силу их художественной выразительности. Так сложилось, что, не имея своей письменной богословской традиции, именно икона стала главным способом Богообщения. Без осмысления этого явления невозможно понимание русской культуры в целом.

Лекция пройдет в формате прямой трансляции на YouTube-канале музея по ссылке и будет доступна в записи. 


Подробнее о цикле «Русское средневековое искусство»:

Предлагаемый курс посвящен главным этапам и наиболее значимым памятникам в истории русского искусства XI – XVII веков. Курс рассчитан на широкую аудиторию разной степени подготовленности – как для тех, кто впервые будет знакомиться с этим явлением, так и для «продвинутых» слушателей. В процессе знакомства с материалом будут рассматриваться вопросы генезиса русского средневекового искусства, его взаимоотношения с византийским и западноевропейским искусством, также будут рассмотрены особенности системы художественного языка, взаимодействия слова и изображения, соотношения формы и смысла. Одной из важных задач курса является попытка преодоления некоторых стереотипов в отношении русской средневековой культуры, как о безнадежно отсталом и вторичном по отношении к западной культуре, либо как о явлении сугубо сакральном, понимание которого возможно лишь посвященному зрителю.

Восемь столетий русского средневекового искусства – огромный для нашей истории временной интервал, наполненный интенсивным духовным и художественным поиском, великими творениями и гениальными прозрениями. Без преувеличения можно сказать, что древнерусское искусство – лучшее, что было создано Россией, её главный вклад в мировую культуру, сравнение с которым выдерживает лишь русская литература и музыка XIX века.

Возможно, вы не получите всех исчерпывающих ответов, но мы сможем поставить и обсудить некоторые важные вопросы.

Предварительные даты трансляций: 23.09 | 21.10 | 18.11 | 16.12 | 27.01 | 17.02 | 17.03

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен