Лекторий Музея русской иконы онлайн
16 сент. 21 апр.
Анонс

Лекторий Музея русской иконы онлайн

 

Лекторий Музея русской иконы онлайн

Публикуем программу основных циклов лекторий на сезон 2021 – 2022, которая будет дополнена отдельными лекциями по тематике музея.

Лекции будут проходить формате прямых трансляций на YouTube канале музея, начало в – 19:30, участие бесплатное.

Записи трансляций будут публиковаться в случае согласия лектора.

В описании циклов указаны предварительные даты трансляций, возможные изменения. Точные даты трансляций и ссылки на них будут публиковаться за неделю до лекции на всех ресурсах музея: подписывайтесь, чтобы не пропустить анонсы.


История древнерусского зодчества. От Средневековья к Новому времени | 7 лекций

Лектор – Юлия Владимировна Ратомская, ученый секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Цикл лекций посвящен важнейшим страницам истории древнерусского зодчества. Рассказы о первых каменных постройках, созданных византийскими мастерами в X–XI веках, о местных архитектурных школах XII–XIII веков – Новгородской, Владимиро-Суздальской и других, о ранней белокаменной архитектуре Москвы XIV – первой трети XV века будут сменяться историей о том, как приглашенные в конце XV века итальянцы, опираясь на местные традиции, создали свой вариант русской архитектуры. Слушатели узнают, были ли иностранные зодчие при дворе Ивана Грозного, а также действительно патриарх Никон запретил шатровое строительство на Руси.


Русское средневековое искусство | 7 лекций

Лектор – Алексей Геннадьевич Барков, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.

Предлагаемый курс посвящен главным этапам и наиболее значимым памятникам в истории русского искусства XI – XVII веков. Курс рассчитан на широкую аудиторию разной степени подготовленности – как для тех, кто впервые будет знакомиться с этим явлением, так и для «продвинутых» слушателей. В процессе знакомства с материалом будут рассматриваться вопросы генезиса русского средневекового искусства, его взаимоотношения с византийским и западноевропейским искусством, также будут рассмотрены особенности системы художественного языка, взаимодействия слова и изображения, соотношения формы и смысла. Одной из важных задач курса является попытка преодоления некоторых стереотипов в отношении русской средневековой культуры, как о безнадежно отсталом и вторичном по отношении к западной культуре, либо как о явлении сугубо сакральном, понимание которого возможно лишь посвященному зрителю.

Восемь столетий русского средневекового искусства – огромный для нашей истории временной интервал, наполненный интенсивным духовным и художественным поиском, великими творениями и гениальными прозрениями. Без преувеличения можно сказать, что древнерусское искусство – лучшее, что было создано Россией, её главный вклад в мировую культуру, сравнение с которым выдерживает лишь русская литература и музыка XIX века.

Возможно, вы не получите всех исчерпывающих ответов, но мы сможем поставить и обсудить некоторые важные вопросы.

Предварительные даты лекций: 23.09 | 21.10 | 18.11 | 16.12 | 27.01 | 17.02 | 17.03


Власть и Вера. Очерки государственно-церковных отношений в X – XVIII веках | 7 лекций

Лектор – Валерий Викторович Зуйков, историк, специалист в области средневековой русской истории и культуры.

Учение о «симфонии», созвучии и сотрудничестве государства и церкви, было сформулировано византийским императором Юстинианом Великим в VI веке. Вместе с христианством Древняя Русь получила целый комплекс представлений о церковно-государственных отношениях, в том числе и о «симфонии» властей. Однако идеальная картина «симфонии» и картина реальной политической жизни совпадали в отечественной истории крайне редко. О том, как развивались государственно-церковные отношения в разные периоды русской истории, какую роль в этих отношениях играли князья и цари, митрополиты и патриархи, монахи и юродивые, расскажут лекции предлагаемого Вашему вниманию цикла.



Архитектура русского иконостаса | 2 лекции

Лектор – Кирилл Постернак, историк архитектуры, научный сотрудник Музея архитектуры им А.В. Щусева.

Истории русского иконостаса посвящено немало публикаций, однако в большинстве случаев основное внимание уделяется иконографии, богословской программе и собственно иконам, тогда как архитектурная составляющая иконостасов обычно отходит на второй план. В рамках данного цикла будет рассмотрено развитие русского иконостаса как архитектурной формы на протяжении тысячи лет — от эпохи князя Владимира до наших дней.

Скульптура в русских иконостасах эпохи барокко | 1 лекция

Традиция украшения иконостасов скульптурными (рельефными) изображениями восходит к убранству византийских и древнерусских алтарных преград. В XVI–XVII веках она прослеживается в оформлении тябловых и, особенно, «флемских» иконостасов. С начала XVIII века, в эпоху барокко, скульптура занимает все более значительное место в составе русских иконостасов, в ряде случаев принимает на себя функции иконы.

Вопреки распространенному мнению, указ Синода 1722 года о запрещении церковной скульптуры не касался алтарных преград. В Петербурге ситуация резко изменилась в царствование Елизаветы Петровны (1741–1761). Императрица лично рассматривала подаваемые ей проекты храмов и иконостасов, требовала их исправления в соответствии с православной традицией. Использование скульптуры в столичных храмах было ограничено; эти запреты продержались до восшествия на престол Екатерины II. В то же время, в Москве и провинции традиция украшения иконостасов пышной скульптурой никогда не прерывалась. Более того, скульптура широко использовалась в иконостасах вплоть до 1830-х годов, когда была окончательно запрещена специальным указом Синода.



Раннехристианское искусство | 4 лекции 

Лектор – Мария Лидова, кандидат искусствоведения, специалист по ранней иконописи, иконографии Богоматери и средневековому искусству Византии и Рима, участник международных исследовательских проектов, куратор выставок.


Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен