Преподобный Антоний Римлянин
Конец XVI века. Новгород
32,5 х 28,2 х 2,8. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные шпонки (утрачены), двойной ковчег, паволока не просматривается, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Икона вывезена из Нижнего Новгорода в 2008 г. коллекционером В. М. Момотом (Москва). В том же году приобретена для музея. Инв. № ЧМ-114.
Раскрыта от записей XIX в. В. М. Момотом в 2008 г.
Живопись очень хорошей сохранности. Мелкие тонированные вставки реставрационного грунта по верхнему краю, на фоне и по трещине, проходящей в правой части иконного щита и затрагивающей часть нимба и края одежд святого. Старая чинка на нижнем поле. Красочный слой потерт незначительно.
Согласно тексту жития, сохранившемуся в многочисленных списках (самые ранние датируются второй половиной XVI в.), преподобный Антоний родился в 1067 г. в Риме в семье богатых родителей и был воспитан ими в православной вере. После их смерти святой раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял постриг в одном из пустынных скитов, где прожил двадцать лет. Во время гонений на православных христиан в Италии преподобный Антоний покинул монастырь и укрылся на пустынном берегу моря, где избрал для своего подвижничества самый большой скальный камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Разыгравшаяся страшная буря сорвала камень вместе со святым и понесла его в море. 8 сентября 1106 г., под праздник Рождества Богородицы, преподобный Антоний причалил к берегу реки Волхов в районе села Волховское. По благословению новгородского епископа Никиты на этом месте он основал монастырь, истратив для строительства обители часть наследства из бочки, чудом найденной рыбаками. Тогда же был возведен и главный монастырский собор, освященный в честь Рождества Богородицы (1117–1119).
Сведений о местном почитании преподобного не сохранилось до XVI в. Всплеск интереса к его личности вызван чудесным обретением камня святого Антония на берегу Волхова. Реликвию перенесли в монастырь, и игумен Вениамин (1547–1552) «повеле на [камне] написати… преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери». Следовательно, первое изображение святого Антония, держащего в руках Рождественский собор и подносящего его Богоматери с Младенцем, размещенным в облаках, появляется только в середине XVI в. К числу самых ранних примеров описанной иконографии относится памятник из коллекции Музея русской иконы, вероятно исполненный в связи с канонизацией преподобного Антония в 1597 г. Для этого извода, представляющего собой один из традиционных вариантов ктиторского портрета, характерна лаконичная трактовка внешнего облика монастыря, который по обычаю изображается с запада, со стороны реки. Это подтверждают и наиболее близкие к публикуемому памятнику иконы: конца XVI в. (ГЭ), середины XVII в. из коллекции музея города Реклингхаузен (Германия) и XVII в. из Покровского собора (ГИМ). Действие разворачивается на фоне бревенчатой монастырской стены (что соответствовало действительности), отмеченной посередине внушительными по размеру Святыми вратами (без надвратной церкви Сретения (1537) над ними, как, например, на иконе из музея-заповедника «Коломенское»). В отличие от большинства сохранившихся изображений святого Антония с моделью обители в руках архитектурные особенности главного монастырского собора переданы здесь с достаточной долей достоверности: и общий облик храма с трехчастным делением фасада, увенчанного двумя золотыми куполами и кровлей с тремя щипцами (результат перестройки 1580-х гг.), и особо выделенная круглая лестничная башня, примыкающая к собору с северо-западной стороны.
Необычной деталью, встречающейся на некоторых иконах рассматриваемого типа, является изображение свитка, из которого словно вырастает храм , что можно истолковать как воплощение обета о строительстве обители, данного святым Антонием, который с благоговением протягивает Небесной Владычице свое приношение – зримый явленный образ собора. В нашем случае чудотворец держит в руках не свиток, а архитектурное основание собора, однако слова благодарственной молитвы во исполнение его обещания наглядно воспроизведены в надписи, непосредственно расположенной над моделью храма: ас[е] труд мо гспже моя / прчстая дво бце имж тру/дiхся оместе сем сна / рад твоего.
Важно отметить, что подобный текст появляется лишь однажды, причем на иконе другого извода, где главное внимание уделено не образу самого святого, а деянию всей его жизни – прославленному монастырю.
Создание памятника можно уверенно связывать с годуновским временем, для которого характерны склонность к детализации форм, удлиненность вытянутых фигур, невысокий, но четко моделированный рельеф личнóго, а также сосредоточенность, отрешенность и созерцательность хрупкого образа, предвосхитившие особенности строгановского искусства начала XVII столетия. Плотная живопись и колорит, построенный на сочетании приглушенных землистых оттенков охристых, коричневых, оливково-зеленых, неярких красных и глубоких синих цветов, также типичны для конца XVI в. Сложная рельефная разделка личнóго, написанного желтоватой охрой с постепенными мягкими высветлениями и светлыми движками, завершающими лепку формы, миниатюрность и изящество его исполнения контрастируют с несколько упрощенным и обобщенным рисунком одежд, жесткими складками и общим силуэтом статичной выпрямленной фигуры. Художественные особенности памятника – композиционные соотношения фигуры и фона, насыщенный, но сдержанный и неяркий колорит, лаконичность точного рисунка и даже отдельные детали (характер написания облачков небесного сегмента, рук, прочерченных тонкими белильными линиями; условность складок на коленях) – имеют многочисленные аналоги в новгородской иконописи последней четверти XVI столетия. Это прежде всего две патрональные иконы семьи Годуновых, созданные в 1581–1589 гг. и непосредственно связанные с Новгородом. Чрезвычайную близость к публикуемой обнаруживает новгородская икона конца XVI столетия «Святитель Филипп, митрополит Московский» (НГМ, в окладе середины XVII в.).
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 40. С. 230–233 (текст А.П. Иванниковой).