Преображение
Последняя треть XVI века. Русский Север
43,8 × 36,2 × 2,8. Дерево (еловой породы), доска цельная, две врезные встречные шпонки (верхняя утрачена), ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в галерее Ричарда Темпла (Лондон) в 2009 г. Инв. № ЧМ-537.
Доска слегка покороблена, частичная утрата левкаса до доски и паволоки на нижнем поле, небольшие сколы по краям. Незначительная утрата живописи до левкаса у ног Ильи, потертости и утраты золота на нимбах и ассиста на одеждах Христа и частично «славы». Мелкие чинки и правки (в том числе вокруг лика Христа). Вокруг нимбов – остатки спекшейся недобранной олифы. Авторская живопись очень хорошей сохранности. Следы от гвоздей, крепивших оклад.
Судя по сохранившимся на обороте пяти прорезанным засечкам, определявшим последовательность и место праздника на тябле, в древности икона входила в праздничный ряд небольшого иконостаса. Камерный характер сцены предопределил выбор наиболее лаконичного и краткого иконографического извода Преображения, не включавшего подробностей сюжета. Композиционные особенности иконы в общих чертах наследуют классическую схему праздника, сложившуюся на московской почве в начале XV столетия и отразившую смягченный по сравнению с изображениями предшествующего времени вариант сцены со сдержанно трактованными позами апостолов. К этой прориси восходит соотношение трех зон средника: подчеркнутое противопоставление «небесной» части изображения с фигурами Христа «в славе» и пророков и «земной» с поверженными апостолами, поэтому значительная часть средника отведена пустующим горкам, которые подчеркнуты упорядоченным ритмом многочисленных одинаковых по рисунку лещадок. Для памятников московского круга характерно и нивелирование верхней кромки горок, среди которых не выделены три отдельные вершины под ногами Христа, Ильи и Моисея, – на публикуемой иконе они словно соскользнули на пологие плоскости лещадок. К той же иконографии относятся белые с тонким ассистом одежды Христа, представленного на фоне звездчатого сияния «славы», и позы входящих в это сияние пророков, с развевающимися концами плащей. Главным отличием от московских икон является характер заполнения небесного ореола ромбовидной формой ярко-красного цвета, уподобленной сиянию огня в иконографии «Спаса в силах» и восходящей своими очертаниями к византийским памятникам палеологовского времени. Киноварная небесная сфера, но традиционной формы – с пятью звездчатыми лучами света, известна по праздничной иконе первой половины XVI в. из Покровской церкви погоста Лядины Каргопольского района Архангельской области (АОМИИ) , видимо и ставшей основой для обновленной схемы. Об этом свидетельствуют повторяющие ее провинциально-ростовская или северная по стилю праздничная икона третьей четверти XVI в. из собрания В. М. Момота (Москва) и того же времени «Преображение» из деревни Нименьга Онежского района Архангельской области (АОМИИ) . В схематизированном виде остроугольный ореол публикуемой иконы напоминает мотив остроконечной красной «славы», расходящейся от фигуры Христа тремя поражающими апостолов лучами, характерной для новгородской, северной и псковской иконографии XVI в.
Наибольшей трансформации подверглась нижняя часть иконы, где расположение, позы и жесты упавших апостолов представлены зеркально по сравнению с московскими иконами, но в соответствии с древней традицией: именно в такой последовательности (Петр, Иоанн, Иаков) называются апостолы в Евангелии от Луки (Лк. 9, 28). Стоящий на коленях слева Петр представлен в сложной позе, развернувшимся в сторону Христа и вытянувшим руку, словно обращаясь к Учителю. Апостол Иаков, оказавшийся справа, показан не падающим навзничь, как в большинстве русских памятников, но стоящим на коленях и не закрывающим глаза ладонью, а подпирающим рукой голову. Сходный жест – у юного поднимающегося с земли Иоанна Богослова, который изображен в центре в киноварном плаще, вторящем цвету огненного сияния. Как на московских иконах, апостол представлен в профиль, но горизонтально (прямо по линии нижней лузги), стоящим на коленях. Эти особенности иконы, в отдельности известные по разным памятникам среднерусского круга, восходят к какому-то иному прототипу. Сходный порядок изображения апостолов и их позы, за исключением резко развернувшейся фигуры Петра (в подавляющем числе памятников XVI в. он показан стоящим на коленях, как бы предстоящим Христу), встречаются на больших храмовых иконах Преображения, начиная с образа 1403 г. из Переславля-Залесского (ГТГ). Особенно широкое распространение этот извод получил в XVI в. и известен по значительному числу памятников, например по храмовой иконе около 1563 г. Спасского монастыря в Ярославле (ЯМЗ). Однако следует признать, что композиция праздника из Музея русской иконы достаточно самостоятельна и не имеет прямых аналогов в искусстве второй половины XVI столетия.
Яркие живописные особенности иконы не оставляют сомнений в ее северном происхождении, причем наиболее близки ей художественные традиции архангельского Севера. Именно здесь встречаются такие насыщенные холодноватые оттенки синих, красных, охристых и розовых красок; лаконичные и угловатые по рисунку, словно вырезанные по контуру, малоподвижные фигуры с упрощенными и слабо выраженными формами. Для северных памятников второй половины и даже последней трети XVI столетия (датировка их затруднена архаичным характером большинства из них) характерны резкие и короткие белильные разделки одежд, часто окрашенных в один цвет. Столь же узнаваем и ритм равномерных желтых горок с подчеркнуто упорядоченным рисунком лещадок, который становится фоном изображения, как на храмовой иконе из Сольвычегодска (АОМИИ).
Схоже с архангельскими иконами личнóе письмо с плотной желтой моделировкой по зеленоватому санкирю и лаконичным рисунком крупных черт лица, с немногочисленными, но яркими белильными оживками. Художественными особенностями северных икон последних трех десятилетий XVI в. являются и плотный зеленый фон, и скорописные черные надписи. Они свидетельствуют о создании памятника не ранее конца 1570–1580-х гг. в одной из мастерских Русского Севера. Близким стилистическим аналогом ему является праздничный образ «Вознесение» из зарубежной частной коллекции, возможно входивший в один и тот же или в очень близкий с публикуемым «Преображением» праздничный ряд.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 38. С. 222–225 (текст И.А. Шалиной).