Воскресение – Сошествие во ад

Воскресение – Сошествие во ад

1580-е годы. Средняя Русь


32,0 × 27,0 × 2,2. Дерево (береза), доска цельная, две узкие врезные встречные гладкие шпонки (дубовые, поздние), неглубокий ковчег, паволока (?), левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Со слов первого владельца, вывезена из Тверской области, у границы с Ярославской. Находилась в коллекции А. А. Кокорина (Москва). Приобретена для музея в 2008 г. Инв. № ЧМ-459.

Раскрыта А. А. Кокориным, повторно – Н. Б. Фоломешкиной в 2008 г.: удалены старые потемневшие реставрационные вставки; в местах утрат на полях, в нижней части средника на изображении горок, местами на одеждах и мандорле положены новые тонировки; след от прогара свечи на верхнем поле в центре загрунтован и тонирован.

Верхние слои авторской живописи сильно потерты, значительные утраты до доски по углам доски и на полях. Все сохранившиеся обводки и пробелá на личнóм – авторские.

Лаконичная схема извода «Воскресения – Сошествия во ад» с фронтальным изображением Христа и двумя группами праведников по сторонам относится к «симметричному» варианту иконографии (прародители изображены по обе стороны от Спасителя) и в своей основе восходит к памятникам палеологовской эпохи. В дальнейшем эта схема усложняется (появляются ангелы, связывающие Сатану, фигуры восстающих из гробов праведников в белых одеждах, развернутое изображение ада), некоторые изменения претерпевает также поза Спасителя, лишенная отныне динамики и экспрессии. Публикуемый памятник представляет собой крайне упрощенный вариант этой иконографии. Монументальная фигура Христа, облаченного в охристые, сияющие золотым светом одежды, спокойно и уверенно стоящего на сломанных вратах ада, выделяется размером и величием. Образ победителя смерти, окруженный круглой многослойной мандорлой, состоящей из сине-голубых сферических окружностей, созвучен словам Иоанна Дамаскина, уподобившего Христа «Солнцу Правды, воссиявшему во тьме». Сияние голубой «славы» Спасителя, отражаясь на крышках гробов, из которых восстают прародители, и на одеждах праведников, объединяет их изображения, замыкая в круг славящих Господа святых. Идея спасения всего рода человеческого подчеркивается жестом рук Христа, изводящего из преисподней Адама и Еву, и прослеживается в общем цветовом решении произведения, где постоянно варьируются одни и те же колористические оттенки.

Стилистические особенности памятника – сохранившиеся чистота колорита, пластическая весомость форм и эмоционально насыщенное содержание образов; а также наметившаяся в пропорциях фигур хрупкость и тенденция к измельченности черт миловидных ликов с тонкими, удлиненными носами - свидетельствуют о его создании в последние годы правления Иоанна Грозного. Живопись иконы рассчитана на долгое всматривание, на любование миниатюрностью письма, что во многом соответствует вкусам придворных кругов последних десятилетий XVI в., предвосхищая строгановское направление в искусстве. Подобные пядничные иконы могли быть личными моленными образами, иметь вкладной характер либо входить в состав праздничного чина небольшого домашнего иконостаса или молельни.

Художественный язык произведения не имеет точных стилистических аналогов. Однако присущие ему черты – свободный и уверенный рисунок, гибкий контур, уверенно строящий форму, строгая и законченная композиция, свободное распределение фигур в пространстве, тонкие одухотворенные лики – явно свидетельствуют о незаурядности иконописца и напоминают произведения последней четверти XVI столетия, исполненные московскими мастерами, в том числе работавшими по заказу Строгановых. Стилистические особенности – условная, несколько эскизная манера письма, минимальная, почти монохромная лепка личнóго с характерными белильными движками высветлений, а также лаконичная приглушенная цветовая гамма и упорядоченные горки светло-охристого цвета с выбеленными лещадками, имеющими плавные очертания, – характерны для памятников 1580-х гг., тесно связанных со среднерусской художественной традицией. Колористические сочетания, особенно нежно-голубых и киноварных цветов, встречаются и в произведениях, созданных мастерами Сольвычегодска.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 30. С. 184–187 (текст А.П. Иванниковой).


Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен