Святитель Николай Можайский
Третья четверть XVI века. Владимирские земли
142,0 × 118,4 × 3,0. Дерево (липа), четыре доски, две врезные встречные несквозные шпонки (береза, поздние), ковчег, паволока (только по стыку досок), левкас, темпера, золочение.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в городе Владимире в 2010 г. Инв. № ЧM-492.
Реставрирована и записана неоднократно в XVIII–XIX вв. Раскрыта в 2010 г. В. В. Барановым в ГосНИИР.
Разошедшиеся доски во время поновления иконы скреплены фигурными врезками – «карасиками» и железными коваными скобами по торцам, стыки заклеены полосами льняного холста (сохранились фрагментарно). Значительные утраты до основы вдоль стыков досок. Вырезанный авторский левкас заменен поновительским (ширина его от 2,0 до 6,0 см). Одна из вставок пересекает левую часть лика святого. Разновременные крупные вставки грунта на горизонтальных полях, на поземе. Авторский красочный слой частично спемзован в процессе поновлений, наиболее сильно пострадали позем и одежды святого, наилучшую сохранность имеет зеленый фон. Нимбы, детали одежд святого и фон над аркой вызолочены двойником по красно-коричневой подложке.
На значительной по размерам храмовой иконе, предназначавшейся для местного ряда иконостаса, изображен на подиуме святительНиколай, архиепископ Мирликийский, в обрамлении четырехлопастной арки-сени, поддерживаемой тонкими колоннами с капителями. Представленный в полный рост, в торжественных епископских одеждах (крестчатая фелонь и длинный омофор, епитрахиль и набедренник), святитель в широко разведенных руках держит поднятый длинный меч и модель крепости-храма. Такой иконографический тип получил в иконописи XVI столетия название «Николай Можайский», поскольку повторял образ деревянной статуи святого конца XIV в. (ГТГ), прославившейся заступничеством и покровительством городу Можайску.
Иконографическое своеобразие статуи связано с образом небесного явления святителя Николая защитникам Можайской крепости: согласно легенде, святитель стоял прямо на воздухе и держал в одной руке поднятый меч, а в другой – модель обнесенного крепостными стенами городского собора. Устрашивший неприятеля грозный вид святителя, «победы тезоименитого», был запечатлен в резном изображении. Новые для пастыря и молитвенника функции – покровителя ратного дела, защитника великокняжеской власти и возвышающегося Московского государства – послужили созданию иконографии Николая Можайского. По-видимому, первое время она повторялась лишь в аналогичных резных изображениях, в иконописи же получила распространение гораздо позже. Самым ранним является средник житийной иконы начала XVI в. из церкви Спаса в селе Воиново Владимирской области (ГТГ). Композиционные особенности памятника – вытянутое затесненное пространство средника, словно предназначенное для узкой арки киота, с вписанной в него столпообразной фигурой Николы Можайского – красноречиво свидетельствуют о начальном этапе формирования живописной иконографии. Вероятно, следующей по времени является шитая икона (или пелена) «Николай Можайский», исполненная в мастерской великой княгини Елены Глинской (ГММК). Создание памятника приходится на время особого почитания святителя великокняжеской семьей, возведения в его честь церквей и их богатого украшения. Распространение этой иконографии в Москве, вероятнее всего, связано с «богомольными походами» государя в места, связанные с прославлением святого, в том числе и в Можайск в 1526 г. Подавляющее число изображений Николая Можайского относится к середине XVI в., причем большинство из них – небольшие пядничные образы, подобные иконам из Троице-Сергиева монастыря: образу с надписью «Моление Ивана Андреевича Оболенского» и иконе рода Воейковых, одновременно служившей реликварием для мощей святого. В них проявились особенности уже устоявшейся иконографии: помимо облачного фона, напоминавшего о чудесном явлении на небе Можайского образа, и многолопастной арки-сени, имитирующей деревянный киот, воспроизведены драгоценные украшения резной статуи – цаты и гривны, прикладываемые благодарными паломниками к чудотворной статуе (подробнее). Появление и распространение в середине XVI в. в московских землях подобных вкладных или обетных икон связано с почитанием чудотворного образа княжескими родами Старицких, владевших Можайском Оболенских, Воейковых, связывавших победы Русского государства с небесным покровительством святителя. Николая. Важнейшую роль в утверждении иконографии в Москве, Новгороде, Пскове и других городах сыграл новгородский архиепископ, а с 1542 г. – московский митрополит Макарий, бывший игумен Можайского Лужецкого монастыря, центра изготовления деревянных резных статуй Николая. Число иконописных и шитых реплик умножалось в годы постоянного паломничества в Можайск (например, в 1544 или 1546 г.), особенно во времена богомольных выездов туда великого князя, в сопровождении владыки Макария поклонявшегося чудотворной статуе Николая.
В эти же годы появляются большие храмовые иконы, в которых популярный на Руси образ Николая Зарайского в среднике заменяется близким по композиции изображением Николая Можайского. Примечательно, что почти все они происходят из северных регионов – новгородских и вологодских земель. Публикуемая икона – самый ранний монументальный образ Николая Можайского, предназначенный для местного ряда иконостаса. Его композиционные особенности близки к иконографии шитой пелены из Вознесенского монастыря Московского Кремля, явно навеянной характером раскрашенной скульптуры: повторена поза святителя, возвышающегося на подиуме, широко распростершего руки и держащего вертикально поднятый клинок и «град-крепость» с однокупольным храмом, колоколообразная форма фелони с вписанными в круги крестами, синий цвет нижнего платья, длинный омофор и широкая, украшенная «камнями» епитрахиль. Примечателен жесткий криволинейный рисунок краев фелони, словно вырезанной из дерева и действительно имитирующей резную статую. Мастер повторяет лишь наиболее характерные элементы ее деревянного киота, также сходные с известными храмовыми образами этой иконографии: затейливый по рисунку «облачный» фон, профилированную сень с колоннами и капителями, подиум, на котором возвышалась резная статуя святого в Можайске, и живописные медальоны с изображениями в облаках Христа и Богоматери.
К композиционным особенностям памятника, известным только по ряду крупных икон, относится оранжевый плат (на котором святитель держит как святыню модель города Можайска), напоминающий характерный мотив иконографии Николая Зарайского. Примечательны на иконе и близко придвинутые к нимбу святого медальоны с образами Христа и Богоматери (поэтому поднятый меч оказался рядом с Евангелием – «мечом духовным», который, согласно преданию о чуде на Первом Вселенском соборе, Спаситель протягивает святителю Николаю). Композиционно соотнесенными оказываются модель града, поддерживаемого на плате, и епископский омофор, тогда же возвращенный архипастырю Богородицей.
Икона отличается художественными особенностями, которые во второй четверти – середине XVI в. встречаются в целой группе памятников, происходящих из владимирских и суздальских земель. К их стилю можно отнести неяркий и разбеленный колорит, построенный на необычных сочетаниях чуть диссонирующих синих, красно-коричневых, розовых и оранжево-рыжих оттенков; использование плотных – в основной тон – заливок на высветленных местах драпировок; мягкое личнóе письмо со светлой карнацией, короткими и пастозными белильными бликами, как на иконе «Успение» неизвестного происхождения (ВСГМЗ). Для этих памятников характерны сходные приемы: например, использование двойника на нимбах или серебра в оформлении крышки Евангелия. Вероятно, для одного из никольских храмов Владимирщины предназначался и храмовый образ Николая Можайского из собрания Музея русской иконы, чему не противоречат сведения о происхождении произведения.
Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 29. С. 180–183 (текст И.А. Шалиной).