Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Вторая треть XVI века. Русский Север (Поморье)


50,1 × 33,5 × 2,4. Дерево (ель), доска цельная, без шпонок, паволока, левкас, темпера, золочение.

Происхождение не установлено. Находилась в собрании Дм. Апазидиса. Приобретена для музея через аукционный дом MacDougall’s (Лондон) в 2010 г. Инв. № ЧМ-547.

Значительные утраты до дерева, с новым левкасом и тонировкой по центру на поземе; в центральной и нижней части фона – прогар от свечи. Многочисленные мелкие утраты и выкрошки – на фоне, в местах крепления венчиков, по лузге и на полях. Живопись потерта, особенно изображение Спаса Нерукотворного, одежд и золота на фоне. Лики хорошей сохранности.

В молитвенном предстоянии пред образом Спаса Нерукотворного изображены преподобные Зосима (†1478) и Савватий (†1435), основатели одного из крупнейших на Руси Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря на Белом море. Традиционная для русских чудотворцев, основателей известных обителей, композиция, представляющая их как молитвенников перед образом Преображения, связанным с монастырским посвящением, в данном случае восходит к первой (первописанной) иконе соловецких преподобных. Согласно монастырскому преданию, двойной «портрет» молящихся перед Спасителем святых был написан в 1478 г., вскоре после кончины игумена Зосимы, его учеником преподобным Досифеем – именно он и послужил источником такой иконографии.

На дошедшем до нас древнейшем списке этого образа первой половины XVI в. из Свято-Троицкого собора Анзерского скита (ГММК)  святые изображены чуть развернутыми друг к другу, с поднятыми в молении перед Христом Эммануилом руками. Но расположены они зеркально по сравнению с рассматриваемым и большинством других памятников. Слева, по правую руку Христа, предстоит преподобный Савватий, первый насельник обители, иноческий подвиг которого прославил отшельническую жизнь на Соловках; справа – его последователь и устроитель общежительства на острове, первый игумен монастыря Зосима с развернутым свитком в руках, в котором читается ставший впоследствии традиционным текст его предсмертного обращения к братии: «Не скорбите братие…» Древнейшая опись монастырского имущества 1514 г.  подтверждает, что изображения чудотворцев появились в монастыре задолго до их общерусской канонизации: почитание Савватия было установлено после перенесения его мощей на остров (1465), когда была написана и его древнейшая икона, привезенная в Соловецкий монастырь купцом Иоанном из Новгорода. Местное празднование Зосиме складывается сразу после его кончины, и первым его образом считается икона, писанная Досифеем. К 1503 г. Спиридоном Саввой составляется житие преподобных, ставшее началом широкого их прославления, уже тогда вышедшего за границы собственно Соловецкого монастыря.

Публикуемое произведение является одним из самых ранних среди дошедших до нас списков древнего образа 1478 г. Поскольку об особенностях «первоиконы» мы можем судить лишь по более поздним повторениям, трудно сказать, как были на ней представлены и какому образу молились чудотворцы. Традиционным для списков и характерным для данной иконы является привычное расположение святых – Савватия справа, а Зосимы слева (по правую руку Христа), – скорее всего, благодаря особому почитанию первого игумена монастыря. Именно в руках Зосимы помещается обычно и развернутый свиток с воспроизведением предсмертного обращения к монастырской братии: «Не ско/рбите/uбо бра/тие но /посему разuмъ/yте а/ща оу/бо wб/ряmu. Начиная с иконы Троицкой церкви извод имеет разные варианты изображений в верхнем полукруге неба: «Спас Вседержитель», «Эммануил» или миниатюрная сцена Преображения, отражающие посвящение основанного преподобными монастыря; «Богоматерь Знамение» – духовный символ Новгородской земли – или «Богоматерь на престоле», связанная с почитаемой на Соловках иконой. Гораздо реже в оглавии (в «сиянии») образов чудотворцев размещается изображение Спаса Нерукотворного. Только в XVII в. оно наряду с образом Троицы становится характерной приметой икон, крестов и складней, созданных на Соловках и в монастырских вотчинах. Однако надо полагать, что именно иконография Святого убруса отражала древний вариант парных изображений Зосимы и Савватия и была непосредственно связана с историей их сложения. О том, что почитание чудотворцев особенно широко распространилось сначала в Поморье, а иконы Зосимы и Савватия появились в домах поморцев задолго до того, как их стали писать в Соловецком монастыре, свидетельствуют рассказы о чудесах, включенные в жития святых. Агиограф повествует, что вскоре после кончины святых окрестные жители «начаста образы их писати, по домам у себе держащее покланяхуся и въ церкви Божии вносящее, поставляху на поклонение православным людем». В то время как в монастыре не смели «дерзати образов их написати даж и до тридесяти лет по преставлении преподобных». О широком и раннем распространении в Поморье почитания Зосимы и Савватия свидетельствует и обилие церковных престолов в их честь в Кеми, Вирме, Варзуге, Керети, Лямце и др. Среди житийных рассказов немало случаев молитвенного обращения к «образу чудотворцев», особенно терпящих бедствие на море или «немощных, одержимых нечистым духом». Как известно, именно образ Спаса Нерукотворного на Руси издревле был самым надежным оберегом в этих случаях.

Парные изображения преподобных Зосимы и Савватия получили широчайшее распространение на Руси после их официальной общерусской канонизации на Московском Соборе 1547 г., но особенно после того, как в 1566 г. мощи чудотворцев были «изнесены из недр» и помещены в деревянные резные раки, установленные в приделе их имени Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. С этого момента складывается устойчивая традиция небольших аналойных икон с предстоящими в молении Спасу или Богоматери Знамение фигурами святых, часто держащими в руках модель основанной ими обители. Такие подносные или раздаточные образы чудотворцев, заказывавшиеся в различных художественных центрах Руси, предназначались для гостей и паломников монастыря, посещавших его ради поклонения мощам Зосимы и Савватия. Однако размеры публикуемой иконы, намного превышающей пядничный образ-список инока Досифея, свидетельствуют, что она задумывалась как небольшой храмовый образ для иконостаса малой церкви, часовни или домашнего алтаря. Заказной характер памятника подтверждает украшавший его в древности драгоценный убор, о чем говорят следы крепления оклада и венчиков.

Лаконичный художественный стиль иконы с тонкими, невероятно удлиненными фигурами пустынников-аскетов, предстоящих в молении образу Спаса на убрусе, сдержанная колористическая гамма, варьирующая коричнево-желтые и зеленоватые оттенки, особенности исполнения личнóго письма и крупных киноварных надписей имеют аналоги среди широкого круга северных памятников. Живописное мастерство и высокий художественный уровень иконы позволяют предполагать, что она создавалась в одной из ведущих мастерских северных новгородских или архангельских земель, где почитание Зосимы и Савватия было чрезвычайно распространено. Не исключено, что икона была написана в одной из монастырских вотчин Поморья, для иконографии которых было характерно изображение Спаса Нерукотворного.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 28. С. 176–179 (текст И.А. Шалиной).