Архангел Михаил, из деисусного чина

Архангел Михаил, из деисусного чина

1560-е годы. Вологда


83,2 × 59,5 × 3,5 (древняя часть 72,0 × 52,0). Дерево (липа), три доски, две врезные односторонние шпонки (нижняя утрачена), ковчег, левкас, паволока, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в Москве в 2005 г. Инв. № ЧМ-67.

Раскрыта до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют. При реставрации доска надставлена брусками хвойной древесины, на поля подведен новый левкас, покрытый темперой в тон оригинала.

Основа иконы покороблена, поэтому верхняя шпонка надпилена по правому стыку частей доски. Древние поля иконы утрачены. Узкая вставка левкаса с тонировкой по левому стыку частей доски, вставка на правом рукаве хитона архангела. Красочный слой потерт, многочисленные мелкие выкрошки залевкашены и тонированы, местами на потертых участках оставлена запись.

В древности икона входила в состав деисусного чина иконостаса, состоящего не менее чем из пяти фигур: Спаса Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила. Впрочем, утрата древних полей не позволяет с уверенностью относить этот деисус к поясному варианту.

Склоненный в молитвенном предстоянии и широко развернувшийся архангел Михаил изображен с высоко поднятыми и распростертыми необычайными иссиня-черными крыльями. Облаченный в царский далматик такого же глубокого синего цвета, расшитый золотой охристой каймой с жемчужной обнизью по плечам и рукаву (но без лора), и киноварный гиматий, лежащий на левом плече и спущенный под рукав правой руки, он поддерживает покровенной левой рукой прозрачное зерцало, а правой – посох. Характерные композиционные особенности изображения архангела Михаила восходят к одноименной иконе 1438 г. из деисусного чина Софийского собора Новгорода, иконография которой стала обычной для новгородского искусства. Она заметно отличается от торжественного типа лоратных архангелов на иконах Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, который с XV в. получил распространение во всех среднерусских землях. Ранее неизвестная в столичной живописи новгородская схема на рубеже XV–XVI вв. была использована в ряде деисусных чинов ростовского и московского происхождения, в том числе в чине из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненном артелью Дионисия в 1490 г. Близким повторением этого извода можно назвать ростовского по стилю «Архангела Гавриила» из собрания Музея русской иконы, а также целый ряд вологодских памятников, как, например, поясные образы архангелов, застывших в деисусном предстоянии перед изображением Троицы Ветхозаветной на полях иконы «Богоматерь Одигитрия, со святыми на полях» из Леонтьевской церкви в Вологде (ВГМЗ). К редким особенностям публикуемого памятника следует отнести необычное положение покровенной гиматием руки, поддерживающей прозрачное зерцало.

К середине XVI в. возрождается интерес к поясным деисусным чинам, характерным для палеологовского искусства XIV столетия. Об этом говорят дошедшие до нас большие ансамбли – иконостас Успенского собора города Белозерска, рязанский по происхождению деисусный чин из собрания Музея русской иконы (ЧМ-46-52), чуть более поздний по времени вологодский чин церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря (около 1572 г.), – варьирующие иконографию Высоцкого чина.

К искусству XIV в. восходит и монументальная фигура архангела с укрупненными, ясно читающимися на светло-желтом фоне формами, подчеркнутыми лаконичным цветовым решением синего массива хитона, эффектно сочетающегося с киноварным плащом, с четким ритмом широкого рисунка, выделенного жемчужной обнизью на нимбе и кайме оплечья, с лапидарными и мощными линиями поднятых крыльев. Характерное личнóе письмо иконы, исполненное по темно-коричневому санкирю плотным красновато-желтым охрением, оставляющим широкие, не закрытые моделировкой тени вокруг лика, имеет аналоги в широком круге вологодских памятников второй трети XVI в. Это и упомянутая икона «Богоматерь Одигитрия, со святыми» второй четверти – середины XVI в., на которой фигуры архангелов выполнены похожим образом; двусторонняя икона и «Богоматерь Одигитрия», обе – третьей четверти XVI в., с таким же плотным охрением и близким рисунком ликов; и «Спас Вседержитель с пророками, праздниками и избранными святыми», относящийся к более смягченному варианту стиля. Примечательны схожие приемы написания волос архангела Михаила и созданной вологодскими мастерами иконы деисусного чина середины XVI в. из церкви Входа в Иерусалим в Каргополе.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 27. С. 172–175 (текст И.А. Шалиной).