Чудо Георгия о змие

Чудо Георгия о змие

1520–1530-е годы. Новгород

90,2 × 67,4 × 3,6 см. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание Н.В. Гиппиуса (Ленинград), затем – М.Л. Звягина (Санкт-Петербург). Поступила в 2012 г. Инв. № ЧМ-780

Особый извод произведения связывает его с целой группой памятников, варьирующих не только одну иконографию, но и схожие мотивы, что позволяет думать, что в основе их лежал какой-то древний, почитаемый в Новгороде образ, послуживший прототипом для последующих повторений. В них воспроизводится поза св. Георгия, сидящего на высоком седле белого коня: чуть пристав на стременах и взметнув правую руку с копьем, подбоченившись, он прижимает к поясу натянутые поводья коня. Отличительной деталью всех икон является белая перевязь-плат, диагонально лежащая поверх доспехов Георгия и завязанная на груди замысловатым узлом. В большинстве случаев это препоясанье имеет черные (или красные, как в данном случае) двойные отметки, напоминающие об излюбленном в Новгороде орнаментальном приеме украшения белой ткани. Однако публикуемый образ обладает уникальной, неизвестной по другим памятникам особенностью. В двух симметричных небесных сегментах изображены Христос, вручающий победителю венец бессмертия, которым коронует Георгия слетающий ангел; и Богородица, передающая святому тот самый белый пояс. Очевидно, что композиция, не имеющая основания ни в житии святого, ни в посвященной ему гимнографии, заимствована из иконографии Николая Мирликийского со сценами Никейского чуда, иллюстрирующей житийный рассказ об участии святителя на Первом Вселенском соборе и возвращении Христом и Богоматерью отобранных у него знаков епископского достоинства. Необычная «лопастная» арка, образуемая на фоне облачными сегментами и словно вторящая форме завершения фасадов новгородских храмов XIV века, также находит аналогии в созданных здесь Никольских иконах. Особенно близка она образам Николы Можайского, воспроизводящим резную арку-сень над деревянной чудотворной статуей святого.

Яркий художественный стиль произведения, характерная композиция, насыщенный колорит, но особенно – подвижный и каллиграфически точный авторский рисунок, лежащий в основе живописного замысла, свидетельствует о создании иконы в 1520–30-е гг. в новгородской архиепископской мастерской митрополита Макария. Памятник имеет чрезвычайное стилистическое сходство с близкой по иконографии иконой «Чудо Георгия о змие» из Никольской церкви Сойгинского погоста Ленинградской области, также написанной во второй четверти XVI в.

Опубл.: Музей русской иконы. История коллекции. Художественные памятники / The Museum of the Russian Icon. History of the museum. The museum's collection. Научный редактор и составитель И. А. Шалина. М., 2014. С. 64–65.

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен