Богоявление

Богоявление

Первая треть XVI века. Москва (?)


70,2 х 67,3 х 2,9 см. Дерево, левкас, темпера

Свою круглую форму икона получила в Новое время, когда тябловые иконостасы часто заменялись резными барочными, в рамы которых нередко «подгоняли» древние образы. Это подтверждают другие аналогично опиленные иконы, некогда составлявшие с Богоявлением один праздничный чин. Из них «Вознесение» и «Успение» в начале XX века находились в знаменитом собрании Ильи Семеновича Остроухова, затем в Третьяковской галерее, но уже в 1930-е годы были переданы в Мосгосторг и оказались в американской коллекции Джорджа Ханна (ныне в Музее искусств Timken в Сан-Диего и фонде Menil в Хьюстоне). Поскольку две другие иконы «Крещение» и «Вход в Иерусалим» в те же годы попали к норвежскому дипломату Эдварду Крейну, жившему в Москве, их судьба была сходной. В настоящее время в Россию вернулось лишь «Богоявление». Девять зарубок на ее обороте определяют место иконы в ряду иконостаса – значит, изначально он состоял из двенадцати праздников.    Иконографическая схема Крещения, как и трех других икон чина, восходит к композициям праздников начала XV века из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, привезенных туда при Иване Грозном из какого-то подмосковного центра. Не исключено, что сходное происхождение имел рассматриваемый комплекс. Мастер иконы «Крещение» повторяет высоко поднятую фигуру Иоанна Предтечи, его склоненную позу и одежды, фронтально развернутого Иисуса в набедренной повязке, рисунок ее складок, расположение и жесты трех ангелов, позем под ногами Спасителя и форму реки Иордан. С московскими (среднерусскими?) изографами первой трети столетия связывают икону и художественные особенности живописи, изысканный чистый колорит, гибкий рисунок, прозрачное личное письмо, тончайшие пробела на драпировках.

Музей русской иконы. История коллекции. Художественные памятники / The Museum of the Russian Icon. History of the museum. The museum's collection. Научный редактор и составитель И. А. Шалина. М., 2014. С. 62–63.