Богоявление. Собор Иоанна Предтечи

Богоявление. Собор Иоанна Предтечи

1540-е годы. Псков


22,7 х 19,1 х 0,15 см. Проклеенная ткань, левкас, темпера, золочение.

Происхождение не установлено. Ранее собрание А. Я. Таирова (Корнблит, 1885–1950), создателя и художественного руководителя Камерного театра в Москве. Приобретена у Н. И. Меркурьева (Эстония) в 2015 году.

Реставрирована в XIX веке (или в начале XX). Восполненные утраты первоначального левкаса на углах и по кромкам обеих сторон. Незначительные узкие вставки нового грунта в сцене Богоявления от нижнего левого угла до плаща пророка и справа с заходом на красный гиматий. Схожие утраты на другой стороне таблетки, соответствующие чинкам лицевой поверхности. Золочение потерто, при реставрации живопись восполнена на вставках, дописаны часть надписей и куст в нижнем углу сцены «Собор Иоанна Предтечи». Повсеместные мелкие тонировки.

Произведение входило в серию двусторонних икон-святцев («полотенец»), выкладывавшихся на аналой в соответствующий изображениям праздничный день церковного года и известных на Руси со второй половины XV века (из ризниц Троице-Сергиева монастыря  и Софийского собора в Новгороде ). Соединение на одной таблетке двух композиций, посвященных Иоанну Предтече, уникально и свидетельствует о том, что она входила в довольно развитый по числу и иконографии ансамбль аналойных «полотенец», причем существенно отличающийся от новгородского комплекса, который в XVI веке послужил основой для целого ряда повторений. В репликах Софийских «полотенец», в том числе из Рождественского собора в Суздале второй половины XVI века , сцена Богоявления сочетается с образами святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и Игнатия Богоносца.

Иконография лицевой стороны близка псковскому изводу, в котором общерусская схема, претерпев ряд изменений, в первой половине XVI века приобрела устойчивый характер . Иной стала поза Крестителя – согбенного, делающего динамичный шаг в сторону Христа, показанного, в свою очередь, не идущим по водам, но двигающимся по направлению к зрителю. Смиренно склонив голову под десницей пророка, Иисус легким движением кисти благословляет воды Иордана, указывая на аллегорический образ моря в виде юноши. С темой передачи Божественного дара связана редкая особенность иконографии – раскрытый в руках Предтечи свиток с текстом, подчеркивающим смирение Господа, принимающего крещение от Своего раба: «Ты ли грядеши ко мне, аз тобою требую [креститися…]» (Мф. 3, 14–15). Эти слова, уподобляющие Спасителя простым людям, которые принимают крещение в сцене оборотной стороны таблетки, одновременно передают важный смысл праздника: символическую преемственность между последним ветхозаветным пророком, вручающим полноту учительства, и проповедником Нового Завета. Сходное изображение Иоанна со свитком встречается только в двух праздничных иконах Крещения – из Введенского собора Корнилиево-Комельского монастыря близ Вологды (1520–30-е)  и псковской того же времени (МРИ) . Однако на свитке последней воспроизведен другой текст: «Се Агнец Б(о)жiй вземли грехъ (мира)», традиционно относящийся к иконографии проповедующего в пустыне пророка. Не исключено, что происхождение этой детали действительно связано с искусством Пскова, известного своим пристрастием к книжному слову.

Редкий для отдельного изображения сюжет оборотной стороны, названный «Собор Иоанна Предтечи», повторяет византийскую иконографию крещения народа, объединявшую эпизоды самого обряда и проповеди пророка и известную с середины XI века по миниатюрам Тетроевангелий. В дальнейшем эта сцена встречалась как среди сцен житийных циклов Предтечи , так и среди развернутых композиций Богоявления. Собор Иоанна Предтечи отмечается на следующий день как похвала святому, крестившему Спасителя, и в отличие от более торжественных праздников, посвященных пророку, не имел определенного иконного образа. Сочетание обоих изображений известно по иконам с житием пророка, например, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из псковской церкви Богоявления с Запсковья 1538 года (ГРМ)  и ярославской с 16 клеймами второй четверти XVI века . Они могли совмещаться с эпизодом оглашения крещаемых, как на житийной иконе из церкви Николы Надеина около 1551 года (обе – ЯМЗ), где святой обращается к стоящим в воде людям с благословляющим жестом и проповедью, запечатленной на свитке .  Видимо, лишь в эти годы иконография Крещения народа стала отождествляться с праздником Собора Иоанна Предтечи. Впервые его название встречается в клейме псковской иконы 1538 года (ГРМ). К тому же времени относится аналогичная композиция на иконе «Шестоднев» из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) , где она соответствует вторнику, посвященному в службе Октоиха пророкам, в том числе Иоанну Предтече. Сходную роль играет то же клеймо на житийной иконе Николая Чудотворца с праздниками второй четверти XVI века из Борисоглебского монастыря близ Ростова (ГТГ) . Тождество праздника и иконы с таким изображением подтверждает публикуемая таблетка, выкладывавшаяся на аналой лицевой стороной в день Богоявления, а оборотной – на следующий день – в честь Собора Иоанна Предтечи. В середине – второй половине столетия сцену «Крещение народа», следовавшую за Богоявлением и обозначавшуюся как «Собор Иоанна Предтечи», стали включать в лицевые святцы, подобно годовой минее из Музея в Реклингхаузене (Германия) и минеи на январь 1569 года из Иосифо-Волоцкого монастыря (ГТГ). Иконография изображения на таблетке повторяет клейма иконы из Борисоглебского монастыря, с аналогичной группой иудеев за спиной Крестителя, и из церкви Богоявления с Запсковья, с похожей толпой крещаемых, однако жесты и позы стоящих в Иордане людей отличаются на публикуемом памятнике своеобразием.

Несмотря на то что миниатюрная живопись иконы не находит точных аналогий, художественный стиль не оставляет сомнений в том, что она была исполнена псковским мастером. Прежде всего об этом свидетельствует характерный для центра колорит, в котором преобладают теплые коричневые, особых оттенков красные и зеленые, приглушенные охристые краски, в сочетании с золотым ассистом. Однако по сравнению с плотной живописной поверхностью псковских памятников второй четверти – середины XVI века, с дисгармоничными сочетаниями ярких и насыщенных цветов и резкими белильными светами на одеждах и горках, икона написана в весьма сдержанной манере. Ее отличает своеобразная, встречающаяся только в Пскове техника личного письма по коричневому санкирю с почти монохромно-рельефным охрением, точечным использованием пробелов с крупными чертами ликов. Холодный приглушенный оттенок карнации довольно необычен для местных изографов, но очень близок особенностям исполнения житийных клейм иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи» 1538 года, а также созданным в конце 1530–40-х годов чиновым образам двухрядного иконостаса из псковской церкви Вмч. Димитрия на Поле . К этому времени следует относить и живопись двусторонней таблетки, редкие особенности стиля которой вполне могли стать результатом создания ее псковским художником, работавшим в столице.

Опубл.:  Новые открытия русской иконописи. К 10-летию основания Музея русской иконы. Каталог выставки / Науч. ред. и сост. И. А. Шалина. М., 2016. Кат. № 16. С. 86-89 (текст И. А. Шалиной).