Спас Нерукотворный – Покров Богоматери (двусторонняя икона-хоругвь)

Спас Нерукотворный – Покров Богоматери (двусторонняя икона-хоругвь)

Около 1700 года. Архангельские земли

53,8 х 47,5 х 3,0. Дерево, две доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена в 2006 г. в у Ю. Н. Малышева (Санкт-Петербург). Инв. № ЧМ-179.

Раскрыта из-под записей Н. Б. Фоломешкиной в 2007 г. Частично восстановлен орнамент на полях (наиболее крупные утраты на верхнем поле лицевой стороны), реконструирована утрата живописи в правой части лика Спасителя на уровне глаза. На изображении плата в нижнем левом углу, а также на оборотной стороне над правым плечом Богоматери и у ног Андрея Юродивого имеются незначительные реставрационные чинки. Потертости тонированы.

За исключением новых реставрационных вставок, отмеченных выше, живопись хорошей сохранности, незначительно потерта. На левом торце сохранились два металлических крепления от древка.

Икона относится к типу выносных двусторонних хоругвей, которые носили во время крестных ходов во главе шествия, представляющих собой укрепленные с боковой стороны длинного древка священные изображения. Местоположение хоругвей в храме вблизи иконостаса, у правого и левого клиросов, где обычно располагаются певчие и чтецы (клирики), глубоко символично. Духовные орудия в борьбе с грехом, которую непрестанно ведет земная Церковь, – Слово Божие и молитва, и сами клиросы олицетворяют образ воинствующей Церкви, что особенно подчеркивается двумя расположенными здесь хоругвями, восходящими к древним воинским знаменам. Защитная, охранительная функция двусторонней иконы-хоругви в полной мере раскрывается через образ Святого Убруса. В молитвенных обращениях службы Нерукотворному Спасу Он именуется «победительным», «стеной и утверждением державным», «воинству благочестивому на варвары подающим крепость». Этой первоиконе придавали особое значение, особенно в XVII столетии, когда Русское государство стало оплотом православной веры и рассматривалось как освободитель православных от турецкого гнета на Востоке. Многочисленные военные походы проходили под покровительством Нерукотворного образа, представленного на войсковых знаменах (что подтверждают миниатюры лицевых рукописей того времени). Шитые хоругви со Святым Убрусом  выносили и во время крестных ходов – как знамена победы земной Церкви. Известны и двусторонние иконы-хоругви второй половины XVII в. с изображением Мандилиона на лицевой стороне и одного из праздников – на оборотной (встречаются сцены «Богоявление», «Происхождение Честных Древ Креста Господня», «Благовещение»). К числу таких памятников и относится публикуемый образ.

Иконография лицевой стороны иконы представляет собой тип Святого Убруса. Лик Спасителя изображен на традиционном белом плате, верхние края которого завязаны петлями, а нижние свободно спадают несколькими складками. Ткань украшена сдвоенными киноварными полосами и орнаментом в виде розеток, по нижнему краю идет традиционная надпись: «Нерукотворенны wбразъ Гспда Бга Спса нашего Iсса Хрста». Стремление иконописца к объемной передаче лика Христа – с тонкими чертами, короткой округлой бородкой и отдельными ниспадающими завитками волос – типично для живописи позднего Средневековья и в своей основе восходит к художественным принципам школы Оружейной палаты, переработанным в соответствии с местными представлениями о традиционности письма. Использованный на обороте хоругви иконографический вариант Покрова Богоматери также получает широкое распространение с XVII в. Он характеризуется фигурой Богородицы, изображенной не в центре, а смещенной влево и воздевшей руки с лежащим на них омофором к Христу. За Пречистой в позах деисусного предстояния следуют апостолы и святители, возглавляемые Иоанном Предтечей. Фигуры царя и царицы, размещенные в нижней части композиции в своеобразных архитектурных обрамлениях, а также группа молящихся во главе с Романом Сладкопевцем тоже подчинены общему ритму предстояния и устремлены к образу Вседержителя, помещенному в верхнем левом углу.

Особенности иконописного стиля и декоративная красочность образа, в совокупности со стремлением украсить сам плат и поля иконы затейливым орнаментом, в целом характерны для живописной традиции северных регионов России. Колорит иконы строится на использовании всего лишь трех цветов – зеленого, красного и белого, – при сопоставлении которых мастер добивается невероятной звучности и насыщенности изображения. Своеобразие произведению придает яркое белильное личнóе письмо с обширной подрумянкой малинового оттенка в нижней части щек, под скулами. Манера написания ликов – с узкими, отмеченными черными точками глазами, и серебряные нимбы, очерченные красной отводкой, типичны для произведений рубежа XVII–XVIII вв., связанных с архангельскими землями. В качестве примера можно привести иконы «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками» из деревни Борок Холмогорского района (АОМИИ) и «Плоды страстей Христовых» из деревни Кирилово Каргопольского района (1689 г., АОМИИ). Покрывающий поля иконы орнамент, состоящий из сочных извивающихся стеблей, которые завершаются крупными стилизованными изображениями цветов и листьев, прорисованных при помощи черного контура по цветному фону, по приемам исполнения и рисунку напоминает аналогичные орнаментальные рамы некоторых северных икон XVII в.: из Никольской церкви села Едома (АОМИИ) , где в узор также включены медальоны с расположенными внутри изображениями, а также образ «Богоявление» из ЦМиАР.