Святитель Власий архиепископ Севастийский

Святитель Власий архиепископ Севастийский

Около 1700 года. Костромские земли (Галич?)


45,4 х 37,1 х 3,5. Дерево, доска цельная, две встречные гладкие слабо выступающие шпонки; неглубокий ковчег, паволока не просматривается, левкас, темпера, серебрение.

Происхождение не установлено. Находилась в коллекции В. С. Самсонова (Ленинград). Приобретена для музея в 2007 г. у вдовы собирателя. Инв. № ЧМ-356.

Раскрыта в 2009 г. в МРИ Д. И. Нагаевым. Удалена потемневшая олифа, в местах утрат красочного слоя на плечах святого и бороде (в месте от прогара свечи), на боковых полях (особенно на нижнем поле) подведен реставрационный левкас и нанесены тонировки. Несколько мелких вставок на личнóм: на лбу, под левым глазом, на благословляющей деснице. Орнамент на одеждах в значительной степени реконструирован (авторский – на левом плече, на правой руке), оживлены контуры глаз, бровей, носа и губ.

Авторская живопись потерта и находится под достаточно жирной, местами расползающейся кракелюрной сеткой. Сколы левкаса по левому краю в нижней части (до паволоки) и по нижним углам (до доски).

Публикуемый памятник принадлежит к характерному для позднего Средневековья типу увеличенных в размере (большая пядница) икон с единоличным изображением почитаемого святого в среднике, которые могли предназначаться как для личной молитвы (келейный или семейный образ), так и для храма. Представленный на иконе священномученик Власий, епископ Севастийский (†316), издавна почитался на Руси как покровитель земледелия и скотоводства. Новая волна интереса к личности святого в последней трети XVII в. и, как следствие, увеличение количества его изображений во многом обусловлены событиями 1663 г., когда части мощей св. Власия без царского позволения были привезены архимандритом Феофаном из афонского монастыря Кастамонит в Новый Иерусалим, к опальному патриарху Никону (подробнее об иконах с изображением святого см. ЧМ-143).

Традиционно почитание севастийского епископа связывается с северными регионами России, где культ Власия был особенно силен. Однако, судя по дошедшим до нас памятникам, – в частности, житийным иконам из Ярославля  и Костромы, а также по значительному числу посвященных святому престолов, – можно говорить об особом внимании к его личности и иконографии его житийного цикла в Поволжье в конце XVII столетия. Публикуемый памятник следует рассматривать именно в контексте возросшего интереса к иконографии образа святителя в Центральном регионе России.

Изображение священномученика Власия на иконе из коллекции МРИ традиционно: он представлен по пояс, с поднятой благословляющей десницей и закрытым кодексом Евангелия в левой руке. Святитель облачен в фелонь вишневого оттенка, покрытую тонким серебряным узором и украшенную по краю серебряной каймой, расшитой драгоценными камнями, и светло-розовый с клетчатым орнаментом омофор. На верхнем поле в облаках помещено изображение Спаса Эммануила. Стилистические особенности памятника – манера исполнения лика сильно разбеленными охрами по темно-зеленому санкирю с активной рыжеватой подрумянкой на скулах, высветленный колорит, декоративное сочетание красок и орнаментальное украшение одежд, – позволяют связать его с костромскими живописными традициями конца XVII – начала XVIII в.  Тщательное личнóе письмо, уверенный авторский рисунок и использование тонкого, изящного орнамента явно свидетельствуют о высоком уровне мастерства иконописца; а упрощенное изображение драгоценных камней на кайме фелони и на крышке Евангелия, а также крестов на омофоре явно выдают его провинциальное происхождение. Не исключено, что икона создавалась галичскими мастерами, в произведениях которых в это время часто встречаются серебряные поля с красной опушкой.