Деисусный чин, с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими

Деисусный чин, с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими

Последняя треть XVII века. Каргополье


116,6 × 37,5 × 5,5. Дерево (сосна), доска цельная, две врезные встречные шпонки; ковчег, паволока, темпера, серебрение.

Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Москве на Российском антикварном салоне. Инв. № ЧМ-64.

Реставрирован в 2007 г. в МРИ Д. И. Нагаевым. Живопись дочищена, утраты восполнены новым грунтом и затонированы.

Многочисленные и значительные осыпи красочного слоя до левкаса в нижней части иконы, сколы грунта до доски по краю нижнего поля, потертости по кракелюру, особенно на поземе.

Деисусный чин, размещенный на одной доске, чаще всего предназначался для украшения небольших деревянных церквей и часовен, где его обычно располагали над входом из притвора в наос или в коруне над Царскими вратами, над дверьми в трапезных, но он мог быть и единственным моленным образом часовни. Поскольку без деисуса храмовые престолы не освящались, такие иконы получили широчайшее распространение в новгородских, вологодских и особенно в северных землях . Традиционен для них состав предстоящих, где каноническая композиция из семи центральных фигур, размещенных «по чину», дополнена симметричными образами «молитвенников за Русскую землю» – местночтимых или наиболее прославленных чудотворцев. Древний тип девятифигурного деисусного чина (известного в Каргополье, например, по таким памятникам, как небольшая икона из церкви села Волосово с дополнительными фигурами святых Николая и Сергия Радонежского), повторяется и в рассматриваемом деисусе, где ходатайственное предстояние завершается изображением Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Следует отметить, что публикуемая икона – самая значительная по размерам среди аналогичных памятников.

Центральный образ Христа Вседержителя на престоле характерен для новгородских и северных регионов России: в среднерусских центрах преимущество отдавали иконографии «Спас в силах». Необычной является оригинальная форма широкого трона Христа, которому отведена значительная часть средника, с высокой трехлопастной спинкой и мощными туловами затейливых балясин с круглыми перехватами, более напоминающими резной деревянный киот скульптуры Николая Можайского. Увеличенные размеры центральной фигуры в деисусном чине и ширина доски могут свидетельствовать о том, что икона предназначалась для коруны Царских врат, устанавливаемых в малых приделах храма. Вписанные в него престол-седалище и овальной формы подножие усиливают впечатление глубокого пространства, отведенного для мощной фигуры восседающего на киноварной подушке Пантократора. И спинка, и трон прорезаны многочисленными «окнами», что сразу вызывает в памяти византийские иконы Спаса Вседержителя, сохраненные иконографической схемой, которая лежит в основе публикуемого памятника. Ощущение древности усиливает и поза сидящего Христа с параллельно поставленными ступнями. Монументальность фигуры и крупность форм подчеркнуты особым рисунком круглых складок приподнятого гиматия, обнажающего до колен красно-коричневый хитон. Поза Христа восходит к древнейшей храмовой иконе Софийского собора в Новгороде, «Спас Златая риза» XI в., писанной, по преданию, самим «Мануилом, царем греческим». Необычным для центральной композиции деисусного чина является архиерейский жест Христа, благословляющего обеими руками и более напоминающего величественный образ Бога Саваофа, в XVII в. ставший популярным в убранстве иконостаса. Столь же редким является облачение Иисуса, одетого в красно-коричневый, украшенный по вороту «жемчугом» хитон и голубой гиматий, декорированный белыми солярными знаками. Отсутствие в руках традиционного для Вседержителя Евангелия наделяет сцену особым содержанием: как Великий Архиерей, Христос освящает храм и благословляет всех присутствующих на литургии.

Следует отметить и чрезвычайно торжественные образы лоратных архангелов Михаила и Гавриила, с посохами и зерцалами в руках, облаченных в красно-синие хитоны, богато украшенные «камнями» и «жемчугом» лоры. С ними перекликается тяжелый и также щедро декорированный кодекс Евангелия в руках апостола Павла и подчеркнуто большой, затейливой формы ключ, висящий на руке Петра.

Деисусный чин дополнен двумя фигурами – преподобных Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря и чудотворцев, почитание которых было особенно широко распространено на Русском Севере. Видимо, здесь они предстоят Вседержителю как соименные храмовому престолу церкви или придела. Сходный пример известен по одиннадцатифигурному деисусу поморского письма конца XVI в., хранящемуся в частном собрании (Москва), с симметричными фигурами Зосимы и Савватия по сторонам.

Характер обработки деревянной хвойной основы и художественные особенности живописи не позволяют сомневаться в северном происхождении памятника. Укороченные и приземистые монументальные фигуры, плотная красочная поверхность, использование кроющих и сильно разбеленных пигментов, их колористические сочетания с преобладанием охр, приглушенного красного, голубых и зеленых цветов, а также обилие крупных орнаментов из «каменей» и «жемчугов» напоминают иконопись обширных территорий Каргополья. С приемами местных мастеров середины – второй половины XVII в. согласуется и типичное письмо широких скуластых ликов с большими открытым глазами и своеобразным рисунком губ, наведенных одной линией. Сильно разбеленная моделировка личнóго, оставляющая темные полукруглые участки, которые подчеркивают монументальность, почти скульптурность формы, также встречается в искусстве именно этого региона Русского Севера. Отметим также скорописные, но еще вполне традиционные и подробные надписи, охристый фон и характерное для архангельских земель использование серебряных нимбов.