Богоявление
Последняя треть XVII века. Псков
71,8 х 55,1 х 3,6. Дерево, две доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока (?), левкас, темпера, золочение.
Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. А. Солоухина (Москва). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2009 г. Инв. № ЧМ-383.
Реставрирована до поступления в коллекцию, повторно – в 2009 г. художником-реставратором Д. И. Нагаевым. Удалены старые реставрационные вставки. Левое поле наращено, утраты красочного слоя на полях восстановлены. В среднике нанесены точечные тонировки.
Сохранность красочного слоя очень хорошая, имеются незначительные потертости, мелкие выкрошки на изображении благословляющей десницы Иоанна, по лузге в нижней части, по трещине, проходящей в центре средника.
Икона посвящена одному из двунадесятых праздников – Крещению Христа, события которого описаны всеми четырьмя евангелистами (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 29–34) и знаменуют начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление Его как Сына Божьего. Представленный вариант иконографии, сложившийся в палеологовском искусстве и широко распространившийся в русской иконописи XV–XVI вв., стал традиционным для икон праздничных чинов иконостаса. Христос представлен обнаженным, смиренно склоняющим голову под десницей Иоанна Предтечи в соответствии со смыслом богослужебных текстов, подчеркивавших уничижение Его Божества: «крещается от раба владыка всяческих». Небесная сфера с Духом Святым в виде голубя и тремя нисходящими к Христу лучами указывает на явление в мир Святой Троицы, происшедшее в момент Крещения. Лаконичная и немногословная композиция иконы обладает почти геральдической четкостью благодаря одинаковым позам симметрично расположенных друг над другом ангелов, словно застывших в торжественном церемониальном предстоянии. Небесные свидетели изображены с покровенными руками в знак глубочайшего благоговения. Динамичному движению Иоанна Крестителя, склоняющегося над Христом, и группе ангелов на правом берегу вторят силуэты горок, расположенных по сторонам реки. Широкий вертикальный водный поток Иордана Христос благословляет двуперстным жестом, что отвечает словам богослужения праздника, воспевающим полноту освящения Спасителем воды ради нашего очищения и обновления.
Уникальной особенностью иконографии рассматриваемой иконы является изображение свернутого свитка в левой руке Христа – традиционного атрибута образа пророка Иоанна Крестителя. Переданный Спасителю свиток, а также перенесение акцента на движение фигур Иисуса и Иоанна навстречу друг другу выражают важнейшее содержание события – передачу полноты Божественного дара учительства от Ветхого Завета Новому. Символический мотив свитка здесь знаменует и начало проповеди Христа, выход Спасителя на общественное служение после события Крещения.
Художественный стиль иконы отличают стройность и уравновешенность композиции, соразмерность поз и жестов, графическая законченность и звучность цветовой палитры. Такие детали, как тонко написанные крылья, изящно прорисованные складки и побеги, напоминающие причудливые цветы, говорят о большом мастерстве иконописца. Изысканная красочная гамма – прозрачные охристые, холодные серые и зеленовато-бирюзовые цвета в сочетании с ярким звучным красно-малиновым тоном, то вступающим в полную силу в одеянии ангелов, то легкими бликами сбегающим по горкам, – составляет необычайно праздничный и декоративный колорит иконы. Своеобразному живописному языку произведения, отличающемуся использованием чистых цветов и яркостью тонального решения, находятся аналогии в ряде икон последней трети XVII в., связанных с псковской художественной традицией. В качестве примера можно привести житийный образ преподобной Марии Египетской из собрания К. В. Воронина. Отметим использование в красочной палитре обоих произведений характерного оттенка бирюзово-зеленого цвета, сходную манеру построения горок с мелкими, в основном сгруппированными у края лещадками, особенности написания водного потока с помощью нескольких попарно сгруппированных волнообразных белильных линий. Характерные черты псковских икон – подцвеченная разными цветами толщина горок, а также особо выделенная белильным движком в виде «рогатки» переносица, как, например, на иконе конца XVII в. «Апостол Петр, со сценами жития апостолов Петра и Павла» из собрания В. М. Федотова. Манера написания личнóго с плавной лепкой объема по оливковому санкирю и с мягкой подрумянкой встречается на иконах праздничного чина последней трети XVII в. из Псковского музея. Возможность создания иконы псковским мастером также подкрепляется отмеченными особенностями иконографии.