Воскресение – Сошествие во ад

Воскресение – Сошествие во ад

Около середины XVII века. Русский Север


87,7 х 67,7 х 3,8; с навершием: 102,7 х 67,7 х 3,8. Дерево, две доски, две врезные встречные гладкие шпонки, ковчег отсутствует, паволока не просматривается, левкас темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в антикварном магазине в городе Тверь в 2006 г. Инв. № ЧМ-166.

Икона раскрыта из-под потемневшей олифы Д. И. Нагаевым в 2006 г., до поступления в коллекцию. Частичные выкрошки и утраты красочного слоя по стыку досок тонированы.

Авторский красочный слой сохранился хорошо, за исключением надписей. Живопись незначительно потерта. Нижний левый угол стесан. На навершии в нескольких местах мелкие сколы левкаса.

Иконы со сложной развернутой иконографией «Сошествие во ад – Воскресение Христово» появляются в русском искусстве в середине XVI в. Помимо основных сцен в композицию включаются многочисленные сопутствующие эпизоды, в основе которых лежат апокрифические сочинения (в частности, Евангелие Никодима) и святоотеческие пасхальные поучения («Слово на святое Воскресение Христово» Епифания Кипрского и «Слово…» Евсевия Александрийского).

Иконографическая схема публикуемого памятника имеет аналоги в целой группе икон второй половины XVI – первой половины XVII в., в композиционном построении которых важную роль играют довольно пространные тексты на полях и в среднике. В отличие от них образ из коллекции Музея русской иконы имеет более развитую иконографию и включает дополнительные сцены. Слева изображены эпизоды, предшествующие Воскресению: «Распятие Христа» и «Оплакивание» (они выделены в отдельные клейма и обособлены). Справа представлены сюжеты, следующие за Сошествием во ад: «Явление ангела женам-мироносицам», «Явление Христа Луке и Клеопе в Эммаусе» (частично прочитывается надпись: «Гд рече [ ]») и «Вознесение Христа». Основное действие берет начало в нижней части средника, где слева представлены восставший от гробницы Христос (фрагментарно сохранившаяся надпись гласит: «Востан[ ] / яко[ ]») и вереница ангелов, сокрушающих врата ада и связывающих Сатану. Характерным элементом этого иконографического извода является изображение красного звероподобного существа, прячущегося за сломанными вратами, – по всей видимости, олицетворяющего ад. Согласно 23-й главе Евангелия Никодима, в тот момент, когда Христос связал Сатану, ад и адские старейшины стали вопить и обвинять последнего: «Как же ты, не испытав вины Его, на крест послал повесить? И в наше царство посмел без нужды привести, и погубил то, что держалось от века». После этих слов Царь Славы проговорил аду: «Будет диавол под властью твоей на месте Адама во веки веков праведным судом Моим». Не случайно в разверзшемся проеме кромешной адской тьмы рядом со сценой низвержения Сатаны изображен Христос, изводящий из адовой пасти Адама (надпись читается частично: «[ ]ведит[ ] Адама / изо ада и вся [ ]а[ ]ъ)» – по всей видимости, здесь может быть отражен именно тот момент, когда поверженный Сатана должен сменить освобожденного Адама. Повторно эпизод восстановления Христом осужденного Адама представлен в центральной части иконы, причем сцена масштабно увеличена и стоящий на сломанных вратах ада Спаситель как истинный победитель смерти держит в руках разодранный свиток рукописания праотца, избавляющий его от древней клятвы. Именно отсюда начинается шествие праведников к райским вратам: «И Господь, простерши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним» (Евангелие Никодима. XXV).

На верхнем поле изображен Господь Саваоф и помещена пространная надпись киноварью, переходящая на нижнее поле (читаются лишь обрывки слов и отдельные буквы). Икону венчает декоративное навершие, символика которого неразрывно связана с изображением в среднике. В центре располагается Голгофский крест – знамение победы над смертью, а по сторонам на фоне звездного неба – Солнце и Луна, которые часто встречаются в сценах Распятия. Их изображения связаны с евангельским рассказом, согласно которому в момент смерти Христа солнце померкло и завеса Иерусалимского храма раздралась надвое (Лк. 23, 44–45): «Связали Солнца Христа, но Он расторг вечные узы, и осветил темницы, и диавола победил. Зашло Солнце под землю, и тьма мрачная нашла на иудеев» («Слово…» Епифания Кипрского). Декоративные навершия получили достаточно широкое распространение в иконописи XVII в. и часто встречаются на иконах, происходящих из северных художественных центров. В качестве примера можно привести раму со сценами жития святого Мины из села Малая Шалга Каргопольского района, исполненную во второй половине XVII в. Здесь также присутствуют изображения Солнца и Луны, а вместо Голгофского креста представлен Христос Вседержитель.

Отсутствие четко выделенной композиционной оси с изображением событий Воскресения и Сошествия во ад и развернутая картина рая со сценой беседы благоразумного разбойника с Илией и Енохом свидетельствуют о том, что мастер ориентировался на ранние произведения рубежа XVI–XVII вв. Но появление большого числа сопутствующих основному действию эпизодов (в частности, сцены Вознесения), традиционных для поздних памятников со сложившейся иконографией, скорее указывает на создание иконы не ранее середины XVII столетия, чему не противоречит и стилистика произведения.

Манера исполнения отличается эскизностью и даже некоторой небрежностью, что явно выдает руку мастера, близкого к северной народной культуре. Своеобразие художественного языка, выраженное в силуэтном характере построения полностью лишенных объема фигур, очерченных сплошной черной контурной линией, и ликов, написанных по коричневой охре с непрерывными белыми движками, а также решение заполняющих средник горок, моделированных при помощи глухих скользящих мазков широкой кистью, можно увидеть в более ранних памятниках, в частности в иконе первой половины XVII в. «Святая Параскева Пятница, с житием» из ГМЗРК. Скупая цветовая гамма с преобладанием землистых оттенков зеленого, охры и красного и общий довольно мрачный колорит имеют аналоги в иконе «Иоанн Богослов с Прохором» XVII в. из коллекции Хельги Фрайфрау фон Маухенхайм (Франкфурт-на-Майне, Германия).


Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен