Святая Параскева Пятница, с житием в двенадцати клеймах

Святая Параскева Пятница, с житием в двенадцати клеймах

Середина XVII века. Поволжье

30,8 х 29,8 х 2,5. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные профилированные шпонки, ковчег, левкас, паволока, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхене, Германия). Инв. № ЧМ-200.

Икона прошла реставрацию в XVIII–XIX вв.: прописаны поля (местами просматривается более светлая авторская охра) и надписи на полях, поновлен фон в среднике и клеймах (видимо, был золотисто-охристый). Повторно реставрировалась в Германии. В местах утрат на нижнем поле и нижних частях боковых полей, на некоторых нимбах в клеймах, а также в среднике по обеим сторонам от нимба и справа от свитка святой в местах от прогаров свечи положен реставрационный левкас, нанесены тонировки. Правлена надпись на свитке мученицы.

Авторская живопись в среднике сохранилось полностью, за исключением небольших потертостей и мелких выкрошек красочного слоя. На полях – развитый кракелюр.

Состав клейм: 1. Святая Параскева исповедует веру перед игемоном Аэтием: «Повеле игемонъ стую муч / Парасковїю поставити пред со/бою на судищи ивоше ипроси ея / чесо ради неверуешъ бгомъ нащимъ». 2. Святая Параскева после смерти родителей раздает имущество нищим: «муч Парасковїя раздая / именiе свое всем треву о народъ / н[а]щимъ Хрста ради». 3. Святая Параскева обращается к народу с христианской проповедью: «тая му Параскрвїя / поучаше веровати / въ Гда нашего / Iса Хрста». 4. Продолжение беседы с игемоном – святая отрекается от ложных богов: «Повеле игемонъ стую / Парасковїя поставити / предсобою и рече ей пожри / нашимъ бгомъ». 5. Заточение святой Параскевы в темницу: «Повеле игемонъ / стую / Парасков/їю воврещи в / [т]емницу безг/асну». 6. Бичевание святой воловьими жилами: «И повеле игемо/нъ с Парасковїю / привязати къ / столпu и бити / нещадно». 7. Терзание железными когтями: «Повеле игемон / с Парасковїю / столпа привя / у итерзати / []рати тело / ея». 8. Мучение святой Параскевы горячими свечами: «р[ ] г [ ]». 9. Повержение идолов в языческом храме: «[при]виде с муч Па/[рà]сковїя къ и/[ ]омъ исокр/[ ] ихъ га[ ]». 10. Молитва святой Параскевы перед казнью: «стая муч парасковi[я] / время намоли[ ] / ся гду». 11. Усекновение главы святой: «[ ]невася игемонъ и [ ] / еле спекулатору ст [ ]». 12. Погребение святой Параскевы.

Восточнохристианской традиции известно три святых мученицы, носящие имя Параскевы: Римская, Сицилийская и Иконийская. На Руси особо почитали именно иконийскую святую, пострадавшую во времена жестоких гонений на христиан при императоре Диоклетиане (III в., память 28 октября). В сознании верующих имя Параскева (греч. «пятница») ассоциировалось с днем крестной Жертвы Христа, поэтому и мученический подвиг святой рассматривался как подражание страданиям Спасителя. Это обусловило чрезвычайное почитание на Руси святой, занявшей особое место в духовной жизни русского общества. Самые ранние житийные тексты, повествующие о мученичестве Параскевы, появляются в XIV в. На рубеже XV–XVI вв. на их основе создаются житийные иконы, впоследствии получившие широкое распространение и снискавшие большую популярность в самых разных центрах.

Иконография публикуемого памятника соответствует устойчивому типу житийного изображения великомученицы Параскевы в русском искусстве XVI–XVII вв. В среднике представлен небольшой поясной образ облаченной в красный мафорий и белый плат святой Параскевы, представленной согласно чину мученицы с крестом в руках и развернутым вверх свитком, на котором написаны начальные слова Символа веры. Эти традиционные атрибуты в руках святой выражают ее непоколебимую твердость. Тема прославления мученичества Параскевы, ее христианского подвига усилена изображением двух парящих ангелов, венчающих святую мученическим золотым венцом, знаком небесной славы «невесты Христовой», – довольно частый мотив средника житийных икон XVI–XVII вв. Ее головной убор дополнен белым девичьим платом, напоминающим о брачном обете Параскевы стать «одесную» своего Небесного Жениха – Христа.

Клейма отделены от средника широкой полосой изящного золотого орнамента на коричневом фоне. Их иконография в целом традиционна, однако порядок следования сцен достаточно своеобразен. В качестве первого клейма избран не обычный для житийных циклов момент исповедания святой Параскевой христианской веры язычникам (на публикуемой иконе это третье клеймо), а сцена приведения великомученицы к игемону Аэтию, которая произошла после проповеди и как раз послужила причиной недовольства язычников. В результате сцены раздачи имущества бедным и исповедания Слова Божия разъединены двумя клеймами беседы Параскевы с игемоном и оказываются непосредственно над средником, подчеркивая чистоту и высокую нравственность святой, решившей посвятить свою жизнь Господу. Справа и слева от средника расположены клейма, иллюстрирующие эпизоды жестокого истязания мученицы: заточение в темницу (клеймо 5), бичевание воловьими жилами (клеймо 6), терзание железными когтями (клеймо 7), мучение горячими свечами (клеймо 8). Редкой особенностью сцен мучений является изображение святой обнаженной лишь по пояс, а не полностью, как в большинстве аналогичных памятников. Цикл здесь оканчивается погребением святой Параскевы (клеймо 12), а во многих житийных иконах этого извода в последних двух клеймах изображалась смерть игемона. Исключение из цикла сцены гибели Аэтия, вероятно, связано с небольшими размерами произведения и сокращенным числом клейм.

Композиция произведения, в том числе поясной образ в среднике, а также отдельные детали роднят публикуемое произведение с более поздним по времени памятником, исполненным ярославскими мастерами в последней четверти XVII в., находящимся в собрании Фонда святого и всехвального апостола Андрея Первозванного. Художественный стиль иконы, особенности моделировки миловидных округлых ликов с помощью мягких высветлений светлыми охрами, характер архитектурного стаффажа в клеймах и манера написания горок короткими мазками и тонкими прерывистыми линиями, а также орнаментальная рамка, окружающая средник, имеют многочисленные аналоги в иконописи Поволжья середины XVII в.