Воскресение – Сошествие во ад

Воскресение – Сошествие во ад

Середина XVII века. Ярославль

31,6 х 28 х 3,1. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные гладкие шпонки, двойной ковчег, паволока (?), левкас, темпера.

Происхождение не установлено. С 1970 г. (?) находилась в собрании Lothar A. Mikus (1925–2006, Германия). Приобретена для музея в 2009 г. Инв. № ЧМ-480.

Реставрирована до поступления в музей: поля и фон заново прописаны охрой, надпись на фоне, опушка и отводка по краю средника, а также золото на нимбе Спасителя восстановлены. Реставрационные тонировки в нижней части средника на горках, а также на изображении ног Спасителя. Красочный слой на нижнем поле иконы (с заходом на средник) восполнен при реставрации.

Авторская живопись хорошей сохранности. Имеются незначительные потертости на нимбах, частичные утраты золотого ассиста на одеждах Христа, пострадали лики пророков в левой группе и лик Христа в сцене «Сошествие во ад». Мелкие выкрошки красочного слоя на горках (в нижней части), на доспехах спящих воинов и на мандорле, окружающей фигуру Спасителя. Местами недовыбранная потемневшая олифа.

Композиция «Воскресение – Сошествие во ад» в своей основе восходит к расширенному варианту иконографии, появившемуся в середине XVI в. и получившему широкое распространение в XVII в. преимущественно в Поволжье (см. инв. № ЧМ-166). Однако в данном случае мастер ориентируется на ранний извод, располагая сцену «Восстание от гроба» в нижнем правом углу средника, а не по центру. Икона имеет чрезвычайно точные аналогии в ряде произведений первой половины – середины XVII столетия, находящихся ныне в зарубежных частных коллекциях (некоторые из них уверенно можно приписать ярославским мастерам), что позволяет судить о популярности именно этого извода и о создании указанной группы памятников предположительно в одном центре (вероятнее всего, в Ярославле и прилегающих к нему землях). На всех иконах прослеживается точное повторение поз и жестов персонажей, в ряде случаев и очертаний горок, – отличается лишь цветовое решение. К числу характерных иконографических особенностей рассматриваемого извода относится изображение в центре Спасителя, стоящего на сломанных вратах ада и окруженного сиянием круглой «славы», насквозь пронизанной золотыми лучами света, исходящими от одежд. В правой руке Христос держит свиток (иногда длинное древко с флагом), левой изводит за руку восстающего из гроба Адама. Слева к Спасителю протягивает покровенные руки Ева, опирающаяся на правое колено и уже готовая восстать из гроба. В просвете между горками, словно расступающимися над головой Вседержителя, изображены две крохотные фигурки ангелов с орудиями Страстей в руках. В нижней части слева на фоне темной пещеры ангелы сковывают цепями Сатану, правее (в углу) предcтавлена сцена «Восстание от гроба».

Небольшой по размерам образ из коллекции Музея русской иконы отличается монументальностью. Колористический строй памятника строится на использовании неярких охр, приглушенного коричневого и темно-зеленого в сочетании со звонкой киноварью и яркими белильными движками. Подобное цветовое решение, особенности исполнения личнóго письма по светлой охре с помощью постепенных высветлений и мягкой подрумянки, а также характер написания горок типичны для иконописи Ярославля середины XVII столетия и имеют множество аналогов в широком круге ярославских памятников этого времени. С искусством этого центра икону роднит ритмическая согласованность всех частей композиции, изысканность рисунка, прихотливость складок одежд и особое, присущее именно ярославской живописи изящество фигур.