Богоматерь Знамение – Преподобный Варлаам Пинежский и праведный Георгий Шенкурский

Богоматерь Знамение – Преподобный Варлаам Пинежский и праведный Георгий Шенкурский

1630–1640-е годы. Поважье

 52,5 х 43,1 х 3,1 (размер основной части); 63,3 х 43,1 х 3,1 (размер с рукоятью). Дерево (ель), доска цельная, шпонки отсутствуют, ковчег с обеих сторон, паволока, левкас, темпера.
 
Происхождение не установлено. Находилась в собрании К. Варламова, затем – В. М. Момота (Москва). Приобретена для музея в 2010 г. Инв. № ЧМ-515.
 
Раскрыта К. Варламовым. Повторно реставрирована В. М. Момотом. Несколько реставрационных вставок на левой щеке Богоматери, на складках мафория (под изображением Христа). На лике Младенца заново нарисованы нос и подбородок, руки значительно прописаны. Крупные реставрационные чинки вдоль трещины на оборотной стороне иконы: слева от образа Спасителя, на левой руке праведного Георгия, на мантии преподобного Варлаама (под изображением бороды) и на верхнем поле и справа от нимба преподобного. Усилены контуры лика Варлаама Пинежского, частично прописаны складки его одежд. Поновительские прописи на одеждах Вседержителя, на ногах праведного Георгия. Тонировки на фоне и поземе.
 
Расположенные вдоль нижнего поля прорезные дуги частично утрачены, рукоять сломана (остался небольшой фрагмент). Сохранность живописи в целом удовлетворительная. Красочный слой потерт. Частичные утраты левкаса и незначительные выкрошки живописи до паволоки и доски по краям. Сквозная трещина в центральной части (начинается слева от образа Вседержителя и идет через средник к началу рукояти). Остатки недовыбранных записей на лике Марии (особенно под глазами). Надписи подлинные (за исключением восстановленного окончания надписи в имени преподобного Варлаама).

Памятник принадлежит к древнему типу выносных двусторонних икон, хранившихся за престолом в алтаре храма, что обусловило особое отношение к выбору изображений, непосредственно связанных с жертвенной литургической символикой и темой Боговоплощения. Такие процессионные иконы с фигурами избранных святых на обороте восходят к особой категории древних ктиторских поклонных образов (известны с XII в.), изначально воспроизводивших лишь почитаемые иконы Богоматери или Вседержителя, которые устанавливались вблизи низкой алтарной преграды лицевой стороной в сторону наоса храма. Появление изображений святых на оборотной стороне исследователи объясняют особым желанием донатора разместить изображения своих небесных патронов непосредственно рядом с алтарем. На Руси в связи с происходящими процессами трансформации низкой алтарной преграды в высокий иконостас традиция расположения двусторонних икон изменяется и они переносятся к престолу, а поскольку личность ктитора не играла такой роли, как в Византии, то вместо его небесного покровителя обычно воспроизводился храмовый праздник или покровительствующий собору святой.

Публикуемое произведение относится к группе двусторонних икон с изображением Богоматери Знамение на лицевой стороне и избранных святых – на обороте. Иконография богородичного образа традиционна: Пресвятая Дева представлена в позе Оранты, с воздетыми вверх руками и с медальоном на груди, в который заключена фигура благословляющего Спаса Эммануила со свитком в левой руке. Выбор иконографического типа Богоматери Знамение, в основе которого лежит пророчество о Воплощении (Ис. 7, 14), имеет ярко выраженный литургический смысл – не случайно его часто размещали в конхе жертвенника и постоянно использовали для украшения предметов литургической утвари. Образ Богородицы, олицетворяющей Церковь, ставшую телесным вместилищем Христа, соединяется с портретами святых покровителей храма, размещенными на обороте. Их состав уникален и является самым ранним примером чрезвычайно редко встречающихся изображений северных подвижников XV в. преподобного Варлаама Пинежского и праведного Георгия Шенкурского, представленных в совместной молитве к иконе Спаса Вседержителя.

Преподобный Варлаам Пинежский (Важский) родился в семье новгородских бояр рода Шенкурских и был наречен Василием. Большую часть жизни он прожил в миру, был женат и имел детей. В 1456 г. Василий переселился из Новгорода в земли, расположенные на берегах реки Вага (левый приток Северной Двины), принадлежавшие его семье с XIV столетия, и создал небольшой городок в месте впадения в Вагу реки Пинежка (Пенежка). Недалеко от города святой заложил обитель (около 1450) во имя апостола Иоанна Богослова, где и принял постриг под именем Варлаама. Преподобный скончался 19 июня 1462 г., его нетленные мощи были обретены спустя почти столетие, в 1552 г. В первой редакции жития святого Варлаама упоминается, что после перенесения мощей преподобного над гробницей была установлена икона с его изображением, впоследствии почитавшаяся как чудотворная. Облик преподобного схож с образами прославленных северных чудотворцев, в частности Антония Сийского и Зосимы Соловецкого, что подтверждают и тексты иконописных подлинников XVIII–XIX вв.: «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме». Именно таким он и предстает на публикуемом образе – самом раннем из сохранившихся изображений преподобного Варлаама Важского (до недавнего времени были известны лишь памятники XVIII столетия).

Сведения о блаженном Георгии Шенкурском (Важском) содержатся в его житии, созданном в середине XVII в. Святой родился в крестьянской семье Будиловых в деревне Ярополи близ города Шенкурск. После смерти родителей он посвятил себя служению Богу и принял на себя подвиг юродства. Согласно сообщению священника Михаила Усердова, блаженный преставился около 1450 г. и был похоронен по собственному завещанию на холме среди болот неподалеку от храма Святителя Николая. Нетленные мощи юродивого были обретены в начале XVI в. (ранее 1514 г.) в связи с переносом Никольского храма на новое место по повелению князя Михаила Васильевича Хворостина. Вскоре по указанию князя была исполнена первая икона с изображением праведного Георгия («…восхоте видети мощи святаго, потщавшись раскопати землю… и повелев на его смотря написати образ святаго») – в полный рост, в одежде юродивого, – возложенная на его каменную гробницу. По внешнему облику святой Георгий уподобляется апостолу Петру или блаженному Иоанну Устюжскому: «сед, брадою и всем подобен Петру апостолу, риза вохра, испод колени голы, ногибосы». Изображений праведного Георгия Шенкурского сохранилось крайне мало, что придает образу из собрания Музея русской иконы особую значимость.

Парные портреты Варлаама Важского и Георгия Шенкурского до последнего времени были известны лишь в иконописи ХVIII–ХIХ вв., где они встречаются в составе группы важских святых. Объединение их фигур в одном образе, вероятнее всего, связано с местным почитанием, не выходившим за пределы Важской и Холмогорской епархий. Следует отметить, что обычай сопоставления на одной иконе изображений преподобного и юродивого, относящихся к разным чинам святости, характерен для культурной традиции северных земель. В XVI в., когда начинают формироваться культы местных подвижников благочестия, появляются иконы с изображениями блаженного Прокопия Устюжского и преподобного Варлаама Хутынского, получившие особое распространение в Устюге; образы блаженного Прокопия Вятского и Трифона Хлыновского, бытовавшие в Вятке; также известны случаи совместных изображений Варлаама Хутынского и Алексия, человека Божия. Расположение святых Варлаама и Георгия на обороте запрестольной иконы, вероятнее всего, было связано не с личным заказом, а с посвящением алтаря одного из приделов или храмов в Важской епархии.

Характерные приемы написания ликовс резкими контрастами светлых и затемненных частей, красно-коричневый оттенок санкиря и плотное многослойное охрение повторяют манеру целой группы икон, связанных с живописными традициями северных и отчасти ростовских земель. Колорит, построенный на использовании немногочисленных цветов (голубого и темно-синего, приглушенной киновари, охры и оранжевато-розового), также указывает на северное происхождение. По всей видимости, публикуемая икона является памятником важского иконописания, о чем в первую очередь свидетельствует местное почитание изображенных на обороте святых. Судя по стилю и, в частности, по манере написания личнóго, временем создания памятника можно считать вторую четверть, а точнее, 30–40-е гг. XVII в., что соотносится с канонизацией преподобного Варлаама в 1631 г. и с формированием иконографии святого в самом Варлаамиевом монастыре под руководством новгородского митрополита Киприана. Образная трактовка произведения, в частности прекрасно проработанные, выразительные, одухотворенные лики, а также подробный авторский рисунок свидетельствуют о том, что композиционная схема именно разрабатывалась, а не копировалась, и это также подтверждает раннюю датировку произведения. Памятник явно написан незаурядным мастером. Особая одухотворенность и высокий уровень исполнения, а также отмеченные выше приемы написания личнóго позволяют думать, об участии в создании образа ростовских мастеров, что вполне возможно, поскольку архангельские земли долгое время находились под покровительством Ростовской епархии.

Возможно, икона имела декоративное навершие, о чем свидетельствуют четыре сохранившихся отверстия на верхнем торце, сделанные при помощи ручного бурава. Традиция украшения выносных икон навершиями известна по некоторым памятникам, в том числе и связанным с северными землями. 


Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен