Поликанделон с подвесками и крестами

Поликанделон с подвесками и крестами

XII–XIII вв. (?). Византия


Поликанделон: диаметр 21,2; кресты: 13,5 × 13,5; подвески (с петлями): 18,0 × 2,5. Общая длина без поликанделона: 32,0. Бронза, вставки из пасты.

Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–73.

Реставрирован до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.

Сохранность хорошая. В некоторых местах – потертости, загрязнения, выщерблены, патина.

Поликанделон (греч. πολυκάνδελον—«много света»)—диск с отверстиями для стеклянных лампадок, наполненных маслом, подвешиваемый на цепях, которые продеваются в имеющиеся на нем крюки. Публикуемый образец принадлежит к типу плоских поликанделонов вформе диска с пустым кольцевым отверстием в центре, сосуществовавших начиная с ранневизантийского времени с более сложными, в которых вокруг небольшого центрального кольца расположены элементы прорезного декора, образующие крест или шестиконечную звезду, вплетенные в узорчатую геометрическую сеть. Ближайшими типологическими аналогиями выступают памятники из афинских музеев Бенаки и Каннелопулоса VI–VII вв., а также поликанделон VI в. из собрания К. Шмидта в Мюнхене. От этой группы памятник отличают три сердцевидные отверстия, помещенные наряду с шестью круглыми во внешнем круге диска. Мотив сердца встречается на византийских осветительных приборах – в прорезных отверстиях поликанделонов, а также в звеньях цепей, поддерживающих хоросы (такая цепь найдена в Херсонесе и хранится в ГЭ).

Однако, несмотря на общее типологическое сходство рассматриваемого поликанделона с образцами VI–VII вв., все же нельзя с полной уверенностью отнести его к ранневизантийскому периоду. Поскольку отверстия в форме сердца, как кажется, в большей мере соотносятся с сердцеобразными мотивами в более поздних хоросах, чем с аналогичными отверстиями поликанделонов VI–VII вв. (где они встречаются в образцах иного типа—в поликанделонах с прорезными декором — и выполняют несколько иную роль в их композиции). Возможность его более поздней датировки подтверждает факт включения рассматриваемого образца в сложную подвесную конструкцию, характерную скорее для средневизантийского времени (впрочем, есть примеры присоединения поликанделона к изначально не относящейся к нему подвесной конструкции). Так, к знаменитому хоросу XIII–XIV вв. из Мюнхена крепятся поликанделоны сходного типа с круглыми отверстиями для лампадок.

Однако стилистические отличия рассматриваемого ансамбля — тип цепей в виде волнообразных подвесок, соединяющих поликанделон с крестами, пропорции крестов, отсутствие ажурных элементов, отличающих облик поздневизантийского «парящего» хороса, более характерные для ранних образцов пластически решенный изгиб крюка и форма вогнутой чашечки, к которой он крепится, – все эти признаки заставляют датировать поликанделон XII–XIII вв.—периодом, предшествующим окончательному формированию типа масштабного поздневизантийского хороса. Поликанделон с крестами из собрания Музея русской иконы представляет собою уникальный по сохранности и качеству исполнения образец осветительного прибора средневизантийского периода. Спускающийся на целой системе подвесок, словно парящий в подкупольном пространстве византийского храма и вторящий ему, поликанделон воплощал собою столь важный для византийцев образ движущегося сверкающего света.