Крест запрестольный

Крест запрестольный

XI–XII века. Византия


51,0 × 30,0. Бронза, стеклянная паста; литье, пунсон (?).

Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–70.

Реставрирован до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.

Патина, окисление по всей поверхности с обеих сторон. Более длинная верхняя часть вертикального рукава, а также наличие на обороте рельефного крестообразного крепления, дублирующего частично горизонтальные и верхнюю часть вертикального рукава и полностью нижний рукав и соединенного с рукоятью, заставляют предполагать наличие реставрационной чинки для укрепления соединения ветвей креста друг с другом, возможно, выполненной еще в древности (?). Медальон в перекрестии укреплен неровно по отношению к линии верикального рукава, что оставляет открытым вопрос о его первоначальной принадлежности кресту.

Надписи: на лицевой стороне в верхней части вертикального рукава точками выбита надпись IC XC, в нижней — ПЕТРЕY XIC NHKITA, в медальоне — IC XC

Большой процессионный крест типа crux gemmata украшен накладками в виде круглых и треугольных гнезд, заполненных светлой стеклянной пастой. Круглыми объемными дисками с пастовым заполнением завершаются также и концы креста. По краю рукавов проходит тисненая линия, под которой нанесен узор в виде точек, кружков и полукружий. Линия, оконтуривающая края, и точечный декор встречаются на других памятниках. Вероятно, на бронзовых крестах их можно рассматривать как аналогию рельефному или гравированному окаймлению рукавов драгоценных крестов. Декор из полукружий опоясывает также медальон средокрестия, а между концами креста на всех рукавах, кроме нижнего, где это место занято рукоятью, кружки образуют рисунок наподобие виноградной грозди. Медальон с изображением Христа Пантократора представляет собою традиционное для запрестольных крестов заполнение средокрестия. Множество аналогий находит также и прием дублирования формы креста в декоре средокрестия — рукава этого вписанного креста образуются четырьмя расходящимися от центра накладками (как в нашем случае), рельефными или гравированными прямоугольными полосками, часто позолоченными.

Известно достаточное количество бронзовых крестов с многочисленными накладками, относимых исследователями к средневизантийскому времени. Как правило, они представляют собою полые или литые каплеобразные или круглые формы (см., в частности,ЧМ/М-71). Памятников с треугольными накладками с пастовым заполнением, аналогичными нашим, нам пока найти не удалось. На серебряном процессионном кресте из Сванетии схожие по форме небольшие накладки помещены на лицевой стороне в углах на концах креста. К сожалению, на кресте из киевского Национального музея истории Украины сохранились лишь следы напайки утраченных треугольных накладок, расходящихся, как и на рассматриваемом кресте, от средокрестия. К числу весьма отдаленных аналогий можно отнести ромбовидную накладку с пастовым (?) заполнением, помещенную в средокрестии бронзового процессионного креста из коллекции Закоса, который был издан Б. Питаракис с датировкой XI в. 

Однако общие принципы декорирования, форма, размеры и пропорции сближают публикуемый крест со средневизантийскими памятниками с накладками иных форм и дают основания для его предварительной датировки XI–XII вв. При этом крест занимает особое положение в ряду возможных аналогий. Четкая геометричность и высокий рельеф треугольных накладок, связанных с центральным медальоном в цельную композицию в средокрестии, широкие рукава креста, ясность его пропорционального строя, массивная рукоять и монументальная статичность силуэта создают запоминающийся индивидуальный образ памятника. Особенно ярко эти особенности художественного решения выделяются по контрасту с другим процессионным крестом из МРИ. 

В верхней части вертикальной ветви точками выбита надпись IC XC, в нижней — ПЕТРЕY XIC NHKITA («Петр по обету Никиты»). Надписи на процессионных крестах связаны с традицией их вотивных вложений в храмы, о древности которой свидетельствуют надписи на памятниках VI–VII вв. (знаменитый синайский крест — дар некой Феодоры, взыскующей спасения и упокоения душ Прокла и Домеции10; бронзовый крест из коллекции Dumbarton Oaks, вложенный в церковь «во отпущение грехов Леонтии», и др.). Эта традиция оставалась в Византии непрерывной и продолжалась вотивными донаторскими надписями на драгоценных крестах средневизантийского периода с лицевыми изображениями.