Крест запрестольный
X–XII века. Византия
69,4 × 35,8 × 1,6. Железо, серебро, золото; ковка, золочение, гравировка.
Происхождение не установлено. Приобретен для музея в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия). Инв. № ЧМ/М–3.
Реставрирован до поступления в музей, вероятно за рубежом.
Реставрационные чинки в правой части горизонтального рукава креста и в верхней части вертикального — в обоих случаях между расходящимися в стороны крыльями. Ржавчина по всей поверхности с обеих сторон. В некоторых местах отколоты небольшие кусочки железа по краю рукавов креста. На правом верхнем и обоих нижних концах вертикальной ветви, на верхнем конце левого рукава и на обоих концах правого отсутствуют умбоны. Правый нижний конец вертикальной ветви обломан.
Памятник принадлежит к типу больших процессионных крестов, которые выносились во время крестного хода вместе с другими святынями, использовались в праздничных службах и хранились в алтаре как запрестольные. Он представляет собою crux gemmata, восходящий к кресту, украшенному драгоценными камнями, изготовленному по приказу Константина Великого, который повелел запечатлеть небесный образ, явившийся императору, согласно Евсевию Кесарийскому, перед битвой с Максенцием в 312 г. Большой crux gemmata, воспроизводящий святыню, был установлен Феодосием II в 421/422 году на Голгофе. Вероятно, уже с IV в. он использовался при совершении обряда коронования, а автор VI в. Федор Анагност отмечает, что в день коронования крест Константина, содержавший частицу Истинного Креста, сопровождал праздничные императорские процессии. Отсутствие фигурных изображений на процессионном кресте соотносит его с крестом императора Константина.
Рассматриваемый крест выделяется своими размерами, входя в число самых больших среди сохранившихся (69,4 × 35,8 × 1,6). Согласно Э. Вандамму, автору первой краткой публикации памятника, этотжелезный крест был изначально позолочен, но следы позолоты не видны простым глазом. Рукава публикуемого креста украшены небольшими выпуклыми позолоченными медальонами. В перекрестии располагается большой выпуклый медальон-кабошон с процарапанным изображением Голгофского креста, закрепленный на процессионном кресте в перевернутом виде. Безусловно, вопрос о его изначальной принадлежности кресту требует дальнейшего исследования, подтвержденного технико-технологическим анализом.
Форма латинского креста—с расходящимися от центра рукавами и дугообразными выемками на их концах — известна уже с VI в. Ближайшими аналогиями рассматриваемому памятнику являются железные кресты X–XII вв. с полыми миндалевидными накладками и умбонами, окаймленными витой проволокой, получившие распространение именно в средневизантийский период. Это прежде всего крест, фигурировавший на аукционе Christie`s в ноябре 2007 г., почти идентичный публикуемому по форме, пропорциям, размерам (63,2 × 32,9) и декору. Столь же близок крест из НМИУ (собрание Ханенко, 56,0 × 34,0) и несколько меньший по размеру крест (45,2 × 21,3) с бронзовыми накладками из собрания Сhristian Schmidt в Мюнхене. Сходство элементов декора (форма, размер и обрамление малых умбонов скрученной проволокой, а также умбон в средокрестии, окаймленный жемчужником) позволяет связывать наш крест с крестом из Киккского монастыря на острове Кипр. Примечательно, что привлекаемые нами в качестве аналогий памятники схожи между собой. Например, в нижней части вертикального рукава креста из собрания Сhristian Schmidt помещается редкое кованое изображение Голгофского креста, которое можно увидеть также и в нижней части вертикального рукава креста с аукциона Christie`s. В декоративном оформлении последнего применен накладной проволочный декор необычной подковообразной формы, который встречается и на кресте из НМИУ.
Степень близости формы, типа рукояти, пропорционального строя и декоративного решения этих крестов столь высока, что, как кажется, можно рассматривать их в качестве особой группы выносных крестов средневизантийского периода. Все эти памятники имеют широкую датировку (X–XII вв.), а некоторые из них, как например, кресты из собрания Сhristian Schmidt, исследователи считают возможным относить к художественной продукции мастерских Малой Азии8. Распространение предположения о малоазийском происхождении на все вышеназванные памятники требует веских доказательств и дальнейшего исследования, однако представляется нам весьма возможным. По всей видимости публикуемый памятник стоит рассматривать в рамках группы железных крестов с накладными украшениями, получивших особое распространение в X–XII вв. Приведенные аналогии позволяют считать, что крест в своем первоначальном виде,по всей вероятности, имел четыре каплеобразные полые накладки (бронзовые, латунные или даже позолоченные), расходящиеся по сторонам от медальона в средокрестии, а также утраченные ныне умбоны различных размеров на рукавах креста. Характерными элементами, возможно, присутствовавшими, но не сохранившимися в рассматриваемом памятнике, были также круглые диски или круглые шарики на концах рукавов. Как кажется, изначально он должен был напоминать крест, представленный на аукционе Christie’s.