Учебное пособие для иконописцев, с изображением последовательности работ при написании Богоматери Тихвинской
Начало XX века. Палех
35,8х30,9х3 см. Дерево, левкас, темпера.
Поступила в ЧМРИ в 2007 году. Инв. № ЧМ-26.
Реставрирована Д.И. Нагаевым (МРИ) в 2009 г.
В 1901 году для поддержания суздальских иконописных промыслов Высочайшим указом был учрежден Комитет попечительства о русской иконописи, в состав которого вошли виднейшие русские ученые (Н. П. Кондаков, Н. В. Покровский, В. Т. Георгиевский), государственные деятели (граф С. Д. Шереметьев) и художники (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа). В числе главных задач Комитет видел обучение молодых иконописцев, которое к этому времени находилось в крайнем упадке и фактически свелось к механическому копированию и заучиванию простейших навыков. В течение 1902–1904 годов во Мстёре, Палехе, Холуе и селе Борисовке Курской губернии были организованы специальные школы-мастерские. В них набирали православных мальчиков не моложе 10 лет, которых обучали иконописанию, церковной истории, археологии и иконографии, а также преподавали программу Академии художеств (рисование, анатомию, перспективу). Параллельно существовало два отделения – старшее и младшее. Занятия длились по восемь часов в день. Во главе школ стояли профессиональные художники, прошедшие выучку в Императорской Академии художеств (в Холуе – Е. А. Зарин, в Палехе – Е. И. Стягов, во Мстёре – Н. К. Евлампиев, в Борисовке – В. С. Богданов), а учителей по иконописному делу выбирали из числа лучших местных мастеров. Члены Комитета считали, что необходимо преодолеть веками существовавшее в местных мастерских разделение труда и создать категорию высококвалифицированных специалистов, которые от начала и до конца смогут написать икону, что позволит им в дальнейшем противостоять любой конкуренции. Для этих целей, в частности, создавались наглядные пособия для иконописцев, которых до нашего времени сохранилось очень мало (к примеру, пособие, исполненное И. Я. Челноковым, находится в Государственном Русском музее ). Поэтому появление такой ученической иконы в собрании Музея русской иконы кажется несомненной удачей. По всей видимости, она написана палехским иконописцем в начале XX века и представляет четыре этапа последовательного написания иконы: начиная от нанесения роскрыши на одежды и подмалевка на личное, наведения плавей и заканчивая мелкими деталями одежд и чертами ликов.