Святой Алексий человек Божий и мученица Александра Римская

Святой Алексий человек Божий и мученица Александра Римская

1911 год. Мстёра. Е. И. Брягин


31,1 × 26,5 × 2,8 см. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-667.

Реставрирована до поступления в музей.

На обороте надпись: Исполнилъ иконописец Е.И. Брагинъ 1911 года   Заказной (или подносной) образ с изображением святого Алексия человека Божия и мученицы Александры Римской, судя по надписи на обороте, исполнен 1911 году известным мстёрским иконописцем Евгением Ивановичем Брягиным (1882—1943). Начиная с 1909 года мастер работал в реставрационной мастерской, созданной при домашнем музее И. С. Остроухова, с именем которого связано художественное открытие русской иконы и первые опыты ее научной реставрации. Таким образом, Е. И. Брягин был одним из первых иконописцев, воочию увидевший красоту подлинной древней иконописи. Именно это качество отличает рассматриваемую икону, в которой очевидно стремление передать пластику форм и мощность образов, звонкую чистоту палитры новгородской живописи XV века, произведения которой были гордостью московского коллекционера.

Икона посвящена святым — небесным патронам последней императорской семьи Романовых — Алексея Николаевича (1904—1918), цесаревича и великого князя, сына Николая II, наследника российского престола, и его матери Александры Феодоровны (1872—1918), российской императрицы, супруги Николая II (c 1894). Венчающий небесных патронов Ангел Хранитель, необычно для таких композиций изображенный как Архангел Михаил, облаченный в богатые лоратные одежды, напоминает о царском достоинстве владельцев. В древности такие изображения Архангела Михаила служили символом духовного покровительства и высокого небесного статуса византийского императора. Долгожданный наследник престола, крещенный во имя Алексея митрополита Московского, получил не популярное в царской семье имя, поскольку на протяжении XVIII—XIX веков оно ассоциировалось с погибшим сыном Петра I. Император Николай II назвал цесаревича в честь московского царя Алексея Михайловича Тишайшего, которого считал идеальным правителем, а эпоху его царствования — самой лучшей в истории православной России. Видимо по этой причине на заказных иконах эпохи нередко появлялась не только фигура московского митрополита, но и святого Алексея, человека Божия — небесного патрона Алексея Михайловича Романова.