Богоматерь Казанская
Начало XX века. Мстёра. Мастерская В. П. Гурьянова
Оклад: Д. Л. Смирнов. 1908—1917 год. Москва.
31,2 × 26,8 × 3,3 см. Дерево, левкас, смешанная техника; серебро, золочение.
Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-679.
Реставрирована до поступления в музей.
Выдающаяся по мастерству заказная икона «Богоматерь Казанская» без сомнения была написана мстёрским иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым (1866—1920), основавшим собственную иконописную мастерскую в Москве в 1890 году и получившим статус поставщика Двора Его Императорского Величества. Об этом свидетельствует тающая лепка живоподобного письма, передающая мягкий и нежный рельеф юных ликов, виртуозное использование золота разных оттенков и серебряных нитей, создающих особую драматургию вибрирующей сложной живописной поверхности. В творчество В. П. Гурьянова в начале XX века все настойчивее проявляются элементы академической эстетики, столь свойственной новой художественной культуре последних лет правления Романовых. Особой царственностью отличается и образ Богоматери Казанской — одной из самых почитаемых в императорской России чудотворных святынь. Как великая заступница Московского государства эта икона прославилась еще при первом царе династии Романовых, Михаиле Феодоровиче, который в память избавления столицы от поляков в 1613 году приказал заложить здесь каменный храм в честь Богоматери Казанской. По тому же случаю и в память о рождении наследника у царя Алексея Михайловича в 1649 году иконе было установлено всероссийское празднование. Большим почитанием Казанский образ пользовался в царствование Петра I, особенно в годы Северной войны. Русская армия, освобождавшая Россию от французов во время Отечественной войны 1812 года, с благоговением несла перед собой святыню. После событий 1812 года и строительства в Санкт-Петербурге кафедрального Казанского собора, ставшего храмом-памятником отечественной славы, икона, без сомнения, становится самым почитаемым Богородичным образом. Множество списков на протяжении царствования династии Романовых писали для поднесения императорам, особенно часто Казанский образ дарили царю Николаю II и его детям. К числу таких дорогих подносных памятников и относится данное произведение. Естественным для времени дополнением иконы, ювелирной по своему художественному качеству и драгоценной по исполнению живописи, становится роскошный серебряный оклад, выполненный в стиле модерн в 1908 году в известной московской мастерской Д. Л. Смирнова.