Избранные святые; Распятие Христа; Спас Нерукотворный; Благовещение

Избранные святые; Распятие Христа; Спас Нерукотворный; Благовещение

1890-е годы. Мстёра. Мастерская Михаила Ивановича Дикарёва


45 × 35,2 × 3,2. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-660.

Реставрирована до поступления в музей.

С творчеством мстёрского иконописца Михаила Ивановича Дикарёва, перебравшегося в Москву и около 1880 года открывшего здесь свою собственную мастерскую, в которой работали лучшие мастера Мстёры того времени можно с большой долей уверенности связывать образ «Избранные святые; Распятие Христа; Спас Нерукотворный; Благовещение». Иконы исполнялись исключительно по заказам, чаще всего высокопоставленных особ, причем сам М. И. Дикарёв добился звания поставщика Двора Его Императорского Высочества великого князя и московского генерал-губернатора Сергия Александровича. В те же годы мастер создает нескольких заказных домашних икон с небесными патронами царской семьи. Этому кругу памятников в собрании Музея русской иконы и принадлежит рассматриваемый образ. Размещенный по правую руку Христа преподобный Сергий Радонежский, святой патрон великого князя Сергея Александровича, покровителя М. И. Дикарёва и заказчика икон, и преподобный Александр Свирский, изображенный в пандан ему как соименный царю Александру III, подтверждают особый заказной характер иконы. Об этом говорят и стилистические особенности живописи, близкие многим произведениям, вышедшим из мастерской изографа: тонкое изощренное письмо, мягкая моделировка ликов, тончайшая паутина золотого ассиста, характер написания слоистых горок, свето-теневая разделка складок, искусная передача парчовых тканей – близко повторяют приемы и технику письма известных подписных икон самого М. И. Дикарёва.