Великомученик Пантелеимон, с житием в 14 клеймах

Великомученик Пантелеимон, с житием в 14 клеймах

1892 год. Мстёра. Иосиф Семенович Чириков


31 х 26,5. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-703.

Реставрирована до поступления в музей.

Особую ценность имеют подписные иконы известного мстёрского иконописца Иосифа (Осипа) Семеновича Чирикова (†1903). Подобно другим мстёрцам – В. П. Гурьянову, М. И. Дикареву, А. Я. и И. Я. Тюлиным, – он переселился с сыновьями в Москву и основал там большую, процветавшую в 1880–1890-х годах мастерскую, исполнявшую разнообразные заказы на иконописные и реставрационные работы. Естественно полагать, что выходящие из ее стен произведения далеко не всегда являются свидетельством непосредственного авторства И. С. Чирикова. Однако подробная запись на житийной иконе великомученика Пантелеимона о создании ее в Москве в 1892 году и очень характерные для творческой манеры самого мастера художественные особенности не позволяют сомневаться в том, что дорогая икона писалась им по особому заказу. Явным мастерством отмечено тонкое личное письмо, исполненное особой техникой мелких, лежащих рядом мазков («отборки»). Даже в самых миниатюрных иконах сохраняется последовательность работы художника: лики написаны по коричневому санкирю с мягко оттушеванным светловидным рельефом, а легкая светотеневая моделировка имеет эффект свечения всей поверхности. Мстёрская природа искусства чириковской мастерской узнается по присущей ей паутине золотого ассиста на одеждах, светящемуся колориту с нежными переходами цвета, иконной «сказочности» пейзажа, изощренной орнаментальности. Ювелирные по отточенности деталей миниатюрные клейма и виртуозное владение искусством «мелкописанных» орнаментов, сплошь покрывающих нимб и широкую рамку средника, напоминают об особой живописной изощренности И.С. Чирикова, снискавшей ему славу непревзойденного изографа. Икона имеет разительное сходство с образом Московских святителей и великого князя Владимира, написанной в Москве в 1890 году (ГИМ).

Представленный на иконе образ великомученика Пантелеимона стал приобретать особенное почитание с середины XIX века, когда издревле существовавшему на Афоне русскому Пантелеимонову монастырю было разрешено собирать милостыню в России, но особенно после 1863–1867 годов, в период путешествия по стране иеромонаха Арсения со святынями этой обители. Благочестивое отношение русских людей к мощам великомученика сказалось в широчайшем распространении в последней четверти XIX века икон с его изображением, часто написанных в мастерской самого Пантелеимонова монастыря. Иконография средника иконы в точности повторяет чудотворный образ святого, стоявший при его мощах на Афоне, а редкий житийный цикл вмч. Пантелеимона включает эпизоды его чудотворений и мучений: кипящий свинец остывает, брошенный с камнем на шее мученик не тонет в море; дикие звери, которым он отдан на съедение, становятся кроткими и лижут ноги святого, колесо с острыми шипами не калечит Пантелеимона и катится на мучителей.