Святой князь Владимир и сцены Крещения Руси

Святой князь Владимир и сцены Крещения Руси

Последняя четверть XIX века. Мстёра


35,9 х 31. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-669.

Реставрирована до поступления в музей.

Уникальна по своему сюжету и иконографии одна из самых значительных мстёрских икон музейного собрания – «Св. князь Владимир и Крещение Руси», время исполнения которой можно связывать с торжествами отмечавшегося в 1888 году девятисотлетия принятия в стране христианства. Образ князя Владимира, почитавшегося идеальным правителем и просветителем Руси, родоначальником княжеской династии, в искусстве Нового времени встречается несравнимо чаще, чем в Средневековье. Во многом это было связано с личным заказом икон тезоименитого святого равноапостольного князя Владимира, имя которого получило широкое распространение среди населения Российской империи. Древняя торжественность царского образа сменилась здесь камерным обликом князя, изображенного без короны и меча, а в соответствии с идеалами времени, с подчеркнуто «национальными» чертами: в одеждах русского образца и головном уборе, напоминающем древние княжеские головные уборы или шапку Мономаха. Особенность рассматриваемой иконы – отсутствие в руках князя креста – непременного атрибута святого Владимира.

В художественном замысле иконы особенно настойчиво проявилось декоративно-плоскостное мышление мстёрцев, стремление превратить изображение в сплошной ковровый узор, ювелирное изделие, которое можно рассматривать лишь с самого близкого расстояния. Вся композиция максимально приближена к первому плану: и фигура самого святого, облаченного в одежды, полностью скрытые паутиной золотых узоров и тонкой инокопью ассистов; и подробности событий Крещения, умещенные мастером в одном пространственном плане; и сцена небесного предстояния престолу Господня, благословляющего образ князя Владимира и его земного молебщика – заказчика иконы.