Архангел Михаил грозных сил воевода

Архангел Михаил грозных сил воевода

Вторая четверть XIX века. Поволжье (?)


69,4 х 54,4 х 3,3. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в 2006 г. Инв. № ЧМ-123.

В основе этой символической иконографии лежит текст Апокалипсиса, представляющего предводителя небесных сил архистратига Михаила как всадника, низвергнувшего сатану в решающей эсхатологической битве между добром и злом. Изображение архангела Михаила в воинских доспехах подчеркивало его роль защитника человеческих душ, ведущего неусыпную «невидимую брань» с грехом, а также заступника ратных людей на поле боя. Не случайно источники иконографии образа обнаруживаются на военных знаменах XVI в. Самостоятельное иконное изображение архангела Михаила на крылатом коне начинает распространяться с первой половины XVII столетия в связи с церковной реформой, породившей в обществе ощущение приближения конца света и переживания «последних времен». В последующие века образ почитался особенно широко в народной и старообрядческой среде.

Все детали изображения находят себе основание в разных частях Откровения Иоанна Богослова (Откр. 8:3–4; 10: 1–2; 12: 7–11 и др.). Сообразно тексту, иконописец изображает архистратига небесных сил в воинских золотых доспехах и короне, сидящим верхом на крылатом коне. У ног всадника расположен охваченный пожаром город, изображающий «погибельные» земные царства, низвергающиеся в водную пучину. В одной руке архангел держит копье, которым поражает город, в другой – Евангелие и кадило, символизирующие торжество Новозаветной Церкви. Глас вложенной в уста длинной трубы возвещает о наступлении Страшного суда, над головой простирается радуга – Престол Господень. Завершает композицию изображение Христа Эммануила возле уготованного литургического престола.

Необычный яркий колорит иконы, своеобразная плотная манера передачи объема в сочетании с упрощенно написанными пейзажным фоном и облаками, имитация ювелирной техники чернения в изображении золотых доспехов, крышки Евангелия и кадила, указывают на принадлежность иконы к кругу провинциальной иконописи, возможно, связанной с работой мастеров Поволжья.