Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах

Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками в 12 клеймах

Первая четверть XIX века. Палех


53,3 х 43,8 см. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-658.

Реставрирована до поступления в музей.

Еще один выдающийся в собрании Музея русской иконы памятник раннего времени относится к традиционному для палехского искусства типу многофигурных «полниц» – образов Воскресения – Сошествия во ад, окруженных двенадцатью клеймами с важнейшими календарными праздниками литургического года. Такие иконы писались здесь в расчете на самый разный уровень и благосостояние заказчика, но рассматриваемое произведение принадлежит к числу очень дорогих, высокохудожественных работ, над которыми мастера трудились в течение длительного времени. Предельно насыщенная пышными композициями иконописная поверхность сияет чистотой золотого листа и эффектно выделенными на нем звучными и глубокими оттенками «тающих» красок. Непринужденный артистизм мастера, виртуозность «палатного» письма, изысканность рафинированных образов, клубящихся облаков, перистых горок гармонично сочетаются с созерцательной мягкостью живописи, присущей ранним палехским памятникам. Завершение цикла двунадесятых праздников сценой Воздвижения Креста отражает не только цельность «полницы», но и храмовое посвящение одной из церквей самого Палеха.