Преподобные Максим Исповедник, Нифонт епископ Кипрский, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин в молении перед Спасом Нерукотворным

Преподобные Максим Исповедник, Нифонт епископ Кипрский, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин в молении перед Спасом Нерукотворным

1809 год. Романов-Борисоглебск. Мастер круга М.Ф. Архиповского (?)


Оклад: А.Ф. Колотошин. 1867 год. Ярославль.

31,2 × 25,6 х 2,7. Дерево, доска цельная, две торцевые врезные шпонки, без ковчега, паволока не просматривается, левкас, темпера, золочение. Оборот обтянут шелком. Оклад: серебро, чеканка, гравировка.

Происхождение не установлено. Приобретена в 2010 г. на аукционе Мак Дугалл (Лондон). Инв. № ЧМ-571.

Раскрыта до поступления в музей. Повторно реставрирована в 2010 г. Н. Б . Фоломешкиной.

Икона относится к чрезвычайно редкому иконографическому варианту извода избранных святых, сочетающему образы выдающихся богословов и гимнографов, ревностных защитников православия, создателей догматического учения восточнохристианской Церкви, мыслителей, разработавших основы иконного образа и иконопочитания. Здесь представлены преподобные Максим Исповедник, Нифонт, епископ Кипрский, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин. Закономерно, что святые предстоят образу Спаса Нерукотворного, реликвию которого демонстрируют два летящих ангела, поскольку именно это изображение, сделанное «без рук человеческих», послужило участникам VII Вселенского собора доказательством иконопочитания. Раскрытые свитки содержат традиционные для этих святых тексты их сочинений, посвященных почитанию истинного Божественного образа и Богородицы (в руках Иоанна Дамаскина), призывающих человека к борьбе со своими страстями. Однако подчеркнуто крупное для икон избранных святых изображение Святого Убруса и его иконография (клиновидная форма бороды и две симметричные пряди волос по сторонам) может восходить к чудотворному образу, прославившемуся в ярославской часовне на Ильине улице в 1612 году своим заступничеством во время эпидемии. Глубоко почитавшаяся в Ярославле икона, перенесенная в 1696 г. в каменный Спасо-Пробоинский храм, часто повторялась здесь в списках и воспроизводилась в иконах избранных святых. Это тем более вероятно, что сходное изображение св. Убруса с фигурами поддерживающих реликвию ангелов сохранялось в традициях романовских мастеров на протяжении всей первой половины XIX в. Нередко именно образ Спаса Нерукотворного осеняет написанные ими иконы избранных святых.

Стиль иконы позволяет связывать ее с раним периодом искусства романовских иконописцев конца XVIII – начала XIX вв., причем тонкость и высокое мастерство исполнения, изысканность письма, художественная рафинированность образов свидетельствуют о работе выдающегося художника. Характер обработки доски и оформления охристых полей с двойной коричнево-красной опушкой и бело-красной рамкой средника и такой же огранкой от фона сквозного золотого нимба, особенности живописного написания зеленого «холмистого» позема, палеография киноварных надписей и личное письмо очень близки иконе мученика Маманта, со сценами жития конца XVIII – начала XIX века из собрания С.В. Свистунова (Москва). В то же время импульсивная и насыщенная живопись с пластически правильными фигурами, их грациозно-изощренные позы, яркие диссонирующие краски, мощные ассисты, сплошь покрывающие каскады взвихренных складок монашеских плащей напоминают манеру письма М.Ф. Архиповского, работавшего в Романове-Борисоглебске в первой трети XIX века. Однако публикуемый памятник, судя как по материальным данным, так и по обнаруженной под рубашечкой авторской подписи с датой – 1809 год, – исполнен гораздо раньше известных подписных икон этого мастера. Тем не менее, ряд особенностей письма не исключает возможность ее принадлежности раннему периоду деятельности М.Ф. Архиповского или художника, стоявшего у истоков его искусства Это, прежде всего, личное письмо, написанное чрезвычайно плотными белилами по коричневому санкирю холодноватого оттенка с каллиграфически тонким рисунком линий и характерным утолщением на кончике носа. Аналогичная манера прослеживается, например, в иконе преподобного Исаакия Далматского, в житии 1833 г. (ГТГ, музей-квартира П.Д. Корина). Близки этому мастеру силуэты развернутых свитков, даже характер написания большого пальца со своеобразным утолщением руки, как на иконе «Архангел Михаил, святитель Леонтий Ростовский и преподобный Иоанн Кущник» 1830-х гг. 

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies.
Согласен